Как бы ни менялись экономика и жизнь, людей всегда будут интересовать свежие продукты. Поэтому сельское хозяйство исторически сохраняло востребованность, а труд агрария пользовался почётом и уважением.
При всём стремительном развитии отечественного агропрома за последние два десятка лет молочная отрасль всё ещё остаётся привлекательной для большого числа новых агробизнесменов. Главное – понимать, к чему лежит душа, и в какой нише перспективнее развивать свою предпринимательскую бизнес-идею.
Молочник, кефиру!
Сегодня потребление молока и молочных продуктов в России составляет чуть более 242 килограмма на человека в год, при этом к 2025 году ожидается рост этого показателя до 245,5 кг. Другими словами - в день каждый россиянин в среднем потребляет более 660 граммов молока: будь то йогурт, творог или просто натуральное молоко. Прогноз роста потребления во многом основывается как раз на увеличении потребления молочных продуктов: сливочного масла и сыров. Страна наша пока не достигла нормы потребления молока на человека в соответствии с рекомендациями Минздрава – по факту должно быть в среднем ещё почти на 30% больше той цифры, обозначенной выше.
Не стоит при этом забывать и о потенциале потребления непосредственно натурального молока. Мировая статистика последних лет показывает, что на жителя нашей страны в среднем приходится менее 50 килограммов выпитого молока в год, и по этому показателю Россия пока уступает, например, Канаде, Евросоюзу, Республике Беларусь, но опережает такие страны как Япония или Аргентина. Эта статистика не значит, что россияне «не допивают» молока; особенности потребления связаны с кулинарными традициями, с тем, как принято использовать молоко в кухне того или иного народа. Однако это всё равно подтверждает возможность дополнительного спроса на молоко.
Если говорить отдельно о фермерстве, то в России оно показывает хорошую динамику. Например, в 2010-2020 гг. производство фермерской продукции выросло в пять раз, до 873,4 млрд рублей, а доля фермеров в общем объёме сельскохозяйственного производства – в 2 раза, с 7% до 14 процентов
Что сулит семейная ферма?
Практический опыт аграриев последнего времени, обобщённый Россельхозбанком совместно с научным сообществом аграрных вузов в иллюстрированном пособии «Фермерство для начинающих», показал, что для входа в рынок молочного фермерства предпринимателю будет достаточно 1 миллиона рублей. По расчётам профессионалов, этих денег хватит, чтобы начать содержать хозяйство из нескольких коров и запустить бизнес по продаже молочных продуктов.
Ферма будет приносить прибыль в среднем 150 тыс. рублей в месяц и окупится через 2 года.
Какие механизмы помогут развивать молочную ферму
Открыть бизнес мало – его надо грамотно развивать. Кому-то повезло, и он с детства помогал отцу на семейной ферме. Кто-то предпочитает пользоваться методом проб и ошибок, однако есть и менее рискованная стратегия. Особенно это актуально для новичков, которые ранее не доили корову и у кого словосочетания «голштинская порода» и «доильная карусель» пока что не вызывают реалистичных ассоциаций. А при слове «молочница» возникает лишь образ с картин Яна Вермеера или Алексея Венецианова.
Во-первых, стоит пройти обучение. Можно пойти в вуз, а можно решиться и на ускоренный интенсив. Нужно это как минимум для того, чтобы сравнить собственное идеалистическое представление о фермерстве с реальностью – хватит и одного дня на действующей ферме, чтобы понять, лежит ли душа к этому делу. Россельхозбанк с 2020 года реализует проект «Школа фермера», где как раз и учат создавать и вести рентабельный агробизнес.
Во-вторых, поспособствовать решению задачи по сбыту поможет «цифра» – маркетплейс Своё Родное. По сути, это онлайн-витрина с удобным интерфейсом, регистрация на ней бесплатна, а продвижение платформы с товарами берёт на себя Россельхозбанк.
В-третьих, если вы уже стали фермером, то и традиционный формат очной презентации товаров никогда не помешает: ведь доверие к продукции растёт, когда покупатель лично знакомится с производителем. Для этого с 2022 года работают мини-ярмарки «Вкусная пятница». Россельхозбанк бесплатно предоставляет фермерам место для прилавка в своём офисе или на территории партнёрских организаций: преимущество – в большом клиентопотоке. К примеру, в прошлом году на «Вкусных пятницах» РСХБ побывали более 150 тыс. покупателей, а фермеры реализовали собственную продукцию на сумму более 90 млн рублей.
Наконец, успеху способствует и активное внедрение «цифры» и в другие сферы деятельности кроме сбыта. На площадке Своё Фермерство можно купить тех самых нужных в хозяйстве коров, оборудование и корм для них, воспользоваться услугами телеветеринарии, мониторингом рождения телят, пообщаться с экспертами и т.д. Совсем недавно возможности платформы для владельцев молочных ферм расширились, добавились новые сервисы. Один из них – сервис аналитики «Простое решение». Он позволяет увеличить продуктивность животных, а также способствует росту прибыли. Внедрение данного сервиса позволит сэкономить более 60% времени на сборе и анализе данных о работе фермы, а также моделировать ситуации для принятия эффективных решений.