«Она была в Париже…»

Народная артистка России Лариса Лужина бывала в наших краях неоднократно. В последний раз приезжала на кинофестиваль «Кавказ и мир» в 2010 году, а её первый визит в Кабардино-Балкарию состоялся много лет назад.
В 1967 году на советские экраны вышла картина Станислава Говорухина и Бориса Дурова «Вертикаль». На главные роли режиссёры пригласили Владимира Высоцкого и Ларису Лужину. Съёмки фильма по большей части проходили на территории КБАССР. Фильм начинается с того, что самолёт парит над портовым городом. Набирая высоту, он пролетает над лесами и полями и, наконец, оказывается над величественной Безенгийской стеной.
В режиссёрском тандеме на натурных съёмках лидировал Говорухин, имевший спортивный разряд по альпинизму. Он не соглашался на упрощения, и снимать приходилось на большой высоте в экстремальных условиях. Чтобы актёры вжились в роли, с ними провели занятия по скалолазанию, снежной и ледовой технике, закончившиеся восхождением на пик Кавказ. Столичные гости подолгу жили в палатках под Ушбинским ледопадом и на «немецких» ночёвках под пиком Щуровского.
Позднее Лужина вспоминала: «Высоцкий был очень, как теперь говорят, коммуникабельным, с ним было удобно, легко, весело, интересно. Мы же все вместе жили – в горах никуда не денешься друг от друга. Снимали в Кабардино-Балкарии: Эльбрус, Чегет – это всё был наш район. В свободное время собирались в баре – режиссёры Станислав Говорухин и Борис Дуров, операторы, актёры. Все сидели за одним столом. Какие-то охотники приносили нам мясо, это всё жарилось-готовилось. Все выпивали, кроме Володи, он тогда два года не пил, но был душой компании».
Песню «Она была в Париже» Высоцкий посвятил Ларисе Лужиной. Вот что говорила об этом сама актриса: «Я сейчас думаю, что если бы Говорухин не вспомнил об этой песне на юбилее фильма, я бы никому про неё и не говорила. Было же время какое – железный занавес, никто особо не выезжал за границу. А я-то уже всё-таки поездила и была среди всех актёров на съёмках, что там говорить, самая популярная. Меня даже в горах узнавали! Я рассказывала всем про Осло, Париж, Варшаву. И Володя, который пытался за мной шутя ухаживать, такую же шутливую песню написал».
«Наверно, я погиб: глаза закрою — вижу./ Наверно, я погиб: робею, а потом/ Куда мне до неё — она была в Париже,/ И я вчера узнал — не только в нём одном!/ Какие песни пел я ей про Север Дальний!/Я думал: вот чуть-чуть, и будем мы на ты,/ Но я напрасно пел «О полосе нейтральной» —/ Ей глубоко плевать, какие там цветы./ Я спел тогда ещё — я думал, это ближе —/ Про счётчик, «Про того, кто раньше с нею был»…/ Но что ей до меня — она была в Париже, / И сам Марсель Марсо ей что-то говорил!..» Когда-то слова этой песни помнила наизусть вся страна…
Лариса Лужина родилась в Ленинграде. Здесь её застала блокада. После того как была открыта «Дорога жизни», девочку вместе с мамой эвакуировали в Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.
После войны Лужины поселились в Таллине. Учась в школе, Лариса начала заниматься в драмкружке. Её партнёрами по сцене стали будущие актёры Виталий Коняев, Владимир Коренев, Игорь Ясулович. Спектакли с участием юных актёров показывали не только на школьной, но и на профессиональной сцене. Именно тогда Лариса решила стать актрисой. Окончив школу, она поехала поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино.
Экзамены девушка провалила, но в дело вмешался случай: в 1959 году в Таллине Ларису пригласили на небольшую роль певицы ночного кабаре в картине «Незваные гости». После премьеры режиссёр «Ленфильма» Герберт Раппопорт предложил уже поступившей к тому времени во ВГИК Лужиной одну из главных ролей в кинопостановке «В дождь и в солнце». Следующей ролью актрисы стала Светлана в фильме Станислава Ростоцкого «На семи ветрах». Режиссёр долго не мог выбрать главную героиню, но, в конце концов, по совету Сергея Герасимова пригласил на роль Ларису Лужину. Именно эта работа стала отправной точкой в профессиональной карьере артистки.
Картину представляли в Каннах. Наряду с такими маститыми режиссёрами, как Сергей Герасимов, Станислав Ростоцкий, Лев Кулиджанов, Юлий Райзман, кинофестиваль посетили молодые актрисы – Лариса Лужина и Инна Гулая. В Каннах произошёл инцидент, едва не стоивший Ларисе дальнейшей карьеры. На приёме один из гостей предложил ей станцевать твист. Недолго думая, актриса согласилась. Когда она вернулась в СССР, на столе у министра культуры Екатерины Фурцевой уже лежал номер французского журнала «Paris Match» с фотографией Лужиной и заголовком: «Сладкая жизнь советской студентки». Разгневанная Фурцева вычеркнула актрису из списка «выездных», однако за свою ученицу вступился Герасимов. Он заявил, что сам разрешил девушке станцевать.
В 1965 году немецкий режиссёр Иоахим Хюбнер пригласил актрису сняться в многосерийном фильме «Доктор Шлюттер». Лужина сыграла сразу две главные роли: антифашистку Еву и её дочь Ирэну, которая после гибели матери продолжает борьбу в антигитлеровском подполье. За время работы в ГДР артистка снялась в шести картинах. Именно здесь она впервые сыграла роли из русской классики – Марью Николаевну в «Вешних водах» и Варвару Павловну в «Дворянском гнезде», поставленных по произведениям Ивана Тургенева.
Лужина была признана одной из самых популярных актрис в ГДР, и ей присудили национальную премию. Кроме того, артистка из СССР дважды стала лауреатом немецкой премии «Золотой лавр телевидения».
После «Вертикали» она много снималась. Среди наиболее известных работ актрисы роли в психологической мелодраме «Главный свидетель», приключенческом фильме «Золото», спортивной драме «Гонщики», мелодраме «Настенька», киноповести «Небо со мной», биографическом фильме «Четвёртая высота». Лариса Лужина сыграла мать Юрия Гагарина в картине «Так начинается легенда». Для того чтобы войти в роль, она даже съездила в Гжатск, где познакомилась с матерью первого космонавта Земли.
Позднее в одном из интервью артистка рассказывала: «Она встретила меня очень тепло. Жила в небольшом каменном одноэтажном домике, который ей построили. В старом доме с маленьким садиком устроили музей, который, в принципе, Анна Тимофеевна и содержала: принимала туристов, проводила экскурсии, убирала, мыла. Обычная простая русская женщина. Я хотела запомнить её жесты, манеру поведения. Потом на съёмках мне это всё пригодилось».
 

 

Эдуард БИТИРОВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

15.11.2024 - 12:08

25 лет на службе культуре КБР

В Государственной национальной библиотеке КБР им. Т.К. Мальбахова состоялось комплексное мероприятие, посвящённое 100-летию со дня рождения государственного и общественного деятеля Килостана (Константина) Касимовича Эфендиева.  

12.11.2024 - 12:35

Книжные юбилеи

Готовя материал о писателях, родившихся в ноябре, обнаружил интересную информацию о книжных юбилеях, которой хочу с вами поделиться. Рассмотрим их в хронологическом порядке. В этом году исполняется 535 лет путевым записям тверского купца Афанасия Никитина.

11.11.2024 - 17:42

Человек в футляре

В начале девяностых на российские экраны вышел художественный фильм «Завтрак с видом на Эльбрус» по одноименной повести Юрия Визбора. Съёмки картины проходили в Кабардино-Балкарии в Приэльбрусье.

11.11.2024 - 14:18

Оранжевое настроение уходящей осени

Ярко-оранжевый цвет главного декоративного и съедобного символа осени стал лейтмотивом двухдневного праздника, который организовал институт развития города «Платформа Нальчик». В минувшие выходные прошёл праздник тыквы «Оранжевое настроение».

09.11.2024 - 22:03

Тайна искусства театрального художника

В фойе Государственного музыкального театра КБР состоялось открытие персональной выставки его главного художника Рузаны Дацирхоевой «Остановись, мгновение…». Экспозиция приурочена к 88-летию Русского драматического театра им. М. Горького и юбилею художницы.