Отказ государственного гражданского служащего, замещающего сокращаемую должность, от предложенной иной должности, в том числе неравнозначной, является основанием для прекращения государственно-служебных отношений. К такому выводу пришёл Верховный суд КБР, рассмотревший дело Тамары Б. о восстановлении на работе.
Женщина работала в федеральном государственном органе заместителем начальника отдела одного из управлений. Через шесть лет приказом работодателя она была освобождена от занимаемой должности, поскольку отказалась от предложенной для замещения иной должности в связи с сокращением. Тамара Б. обратилась в суд, чтобы признать увольнение незаконным.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворён частично. Изменена формулировка основания увольнения на «по собственному желанию», изменена дата увольнения и с работодателя взыскан средний заработок за время вынужденного прогула, а также компенсация морального вреда. Определением апелляционного суда это решение оставлено без изменения.
Верховный суд КБР отменил состоявшиеся по делу судебные постановления, указав, что в соответствии с ч.1 ст. 31 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей госслужащим предоставляют с учётом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности возможность замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе. Также его могут направить на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Данный перечень возможности продолжения государственных служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей, подчёркивал ВС КБР, является исчерпывающим.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 этого же закона общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от занимаемой должности и увольнения с гражданской службы являются: отказ от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации , а также непредоставление ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Тамара Б. была предупреждена о предстоящем сокращении в установленном законом порядке, ей были предложены две должности: консультанта отдела управления, в котором она занимала должность ранее, и главного специалиста эксперта отдела другого управления, от которых она отказалась. Её увольнение с гражданской службы было проведено в соответствии с нормами федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.