На протяжении всей истории человечества музыканты пытались раздвинуть границы звуков и музыки, изобретая всё новые и новые способы создания музыки – одного из самых уникальных творений человека. Сегодня в мире отмечается День необычных музыкальных инструментов.
Праздник не имеет официального статуса, но это не мешает людям из разных стран ежегодно отмечать его, открывая для себя новые звучания в исполнении необычных инструментов. Эта дата – в честь редких, старинных и экспериментальных инструментов, она призывает не только насладиться их музыкой, но и расширяет кругозор людей, интересующихся музыкальным искусством.
Я выросла в музыкальной семье. В моём детстве домашние концерты были делом обыденным – мама играла на пианино, папа на виолончели, бабушка пела прекрасно поставленным голосом. Но так вышло, что музыкальные способности родителей передались нам с братом как-то однобоко: они вроде и есть, но дальнейшего развития не потребовали. С музыкальной школой не сложилось у обоих – брат бросил виолончель, я так и не подружилась с фортепиано. Природа и судьба приготовили для нас иные пути. Однако ничего в жизни не случается просто так. В период пандемии, когда я с трудом приходила в себя после болезни, вдруг поняла, что меня невыносимо тянет на чём-нибудь сыграть. Так в моей жизни появились два музыкальных инструмента, которые у профессиональных музыкантов, наверное, вызывают в лучшем случае скептическую улыбку, – фимбо и калимба.
Металлический тональный язычковый барабан фимбо стал популярен несколько лет назад, когда в Казани наладили его практически массовое производство. Фимбо в переводе с языка суахили означает «мелодия» – её можно получить, ударяя палочками или пальцами по специально настроенным «лепесткам», которые создают звуковую волну. Небольшая увесистая «летающая тарелочка» расслабляет и успокаивает, помогает справиться с тревогой и стрессом, погрузиться в медитативное состояние и обрести душевную гармонию. Чтобы играть на фимбо, специальное образование не требуется. Создать собственную мелодию сможет даже ребёнок, ведь не зря его называют интуитивным музыкальным инструментом. Его ближайшими «родственниками» можно назвать тоже достаточно молодые ханг и глюкофон.
Калимба – этнический инструмент, распространённый в Центральной и Южной Африке, его история насчитывает тысячи лет. Специалисты относят его к классу ламеллафонов (музыкальный инструмент с прикреплёнными к корпусу тонкими пластинами, которые вибрируют и издают звук). Калимбу ещё называют «африканским ручным фортепиано» или «пианино для больших пальцев», потому что пластины-язычки на ней отдалённо напоминают клавиши фортепиано. Примечательно, что калимбой её назвали европейцы, это слово переводится с одного из африканских диалектов как «маленькая музыка», аутентичных названий у инструмента множество. Звучание этих клавиш-язычков мелодичное, переливчатое. Оно напоминает нечто среднее между звоном колокольчиков и звуком фортепиано. Калимба популярна среди профессиональных фолк-музыкантов, особенно тех, кто исполняет африканскую народную музыку. Чаще используется как аккомпанемент, но может выступать и соло.
Мир музыки безграничен, интересен и важен для всех людей. Ещё древние философы утверждали, что музыка способна гармонично развивать и наполнять человека. Кроме того, она обладает функциями созидания и разрушения. «Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души», – говорили древние греки. Не вижу повода не согласиться с ними…