Более полугода живу в съёмной квартире. Мне позвонила представительница хозяйки, предупредила, что придёт осматривать квартиру и установит камеру видеонаблюдения. То есть снимать она хочет непубличное пространство. Мне это не нравится. Между тем в подписанном мной договоре есть пункт: «наймодатель вправе в рамках настоящего договора осуществлять контроль за пользованием квартирой, в том числе путём её осмотра». Я был уверен, что «осмотр» хозяйка будет осуществлять лично, известив заранее. Согласия на видеосъёмку я не давал. Что делать?
Юрисконсульт Андрей Скопинцев пояснил, что согласно статье 23 Конституции РФ частная жизнь гражданина является неприкосновенной. Уголовный кодекс Российской Федерации закрепляет это право в статье 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни). Аренда жилья для личного пользования подразумевает неприкосновенность, следовательно, видеонаблюдение со стороны арендодателя является нарушением неприкосновенности. Чтобы всё было по закону, говорит Скопинцев, нужно обязательно получить на это согласие от квартиранта, причём в письменном виде. Сложность в том, что даже согласованное видеонаблюдение может закончиться привлечением владельца к уголовной ответственности.
В решении этого вопроса, замечает юрисконсульт, Конституция Российской Федерации – основополагающий документ. Отказ от права, которое гарантировано Конституцией, невозможен. Если квартирант не желает, чтобы за его частной жизнью наблюдали, то наблюдение тут же станет незаконным даже без нового договора, и владелец жилья рискует в любой момент лишиться законности видеонаблюдения, даже если оно изначально было оговорено.
Есть ещё такой нюанс: люди, пришедшие к квартирантам в гости в дом, где установлено открытое видеонаблюдение, имеют право привлечь к уголовной ответственности хозяина жилья, если их смутит наличие открытых камер. Ведь они не давали согласия вмешиваться в их личную жизнь. А пребывание в гостях причисляется к личной жизни.
Собственник вправе устанавливать видеонаблюдение на своей территории, если на ней проживает он сам. Таким образом хозяева могут следить за порядком на своей территории, контролировать работу нанятых горничных, нянь, экономок, охранников, в том числе во время длительного отсутствия. Оповещать работников о наблюдении за ними собственник не обязан, уведомлять или нет, решать собственнику, отмечает юрисконсульт. Но не стоит забывать, что в поле наблюдения не должна попадать личная жизнь и собственность других людей. Этого требует Уголовный кодекс, в частности, статья 138, пункт 1 УК РФ оговаривает незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Что касается работников, то они находятся на своём рабочем месте и исполняют свои профессиональные обязанности. Поэтому слежка за ними не является слежкой за их личной жизнью. Видеосъёмка в помещении, сдаваемом квартирантам, совсем другое дело.
Максимальное наказание статья 137 УК РФ ограничивает пятью годами лишения свободы и штрафом до 350 тысяч рублей. Статья 138 пункт 1 – 250 тысяч рублей штрафа и четыре года лишения свободы. В конкретном случае, говорит юрисконсульт, квартиранту необходимо письменно уведомить хозяина жилья о своём категорическом отказе от видеонаблюдения. Этого достаточно, чтобы проблема была решена.