Радость от общения, обучения и трудаДо нового учебного года остаётся совсем немного. Каким он будет для школьников, зависит не только от самих учеников и учителей, помочь детям воспринимать учёбу как нечто не только важное и нужное, но и увлекательное, могут родители. О том, как именно это сделать, читателям «Кабардино-Балкарской правды» рассказывает психолог, руководитель проектов КБОО «Галактика» Залим Шибзухов.
– Как понять, что ребёнок готов к обучению в школе?
– Для успешного обучения в школе ребёнку необходимо быть психологически готовым к усваиванию знаний под руководством нового, значимого для него взрослого человека – учителя, а также обладать минимальными необходимыми коммуникативными навыками. Психологическая готовность, или «школьная зрелость» включает несколько компонентов: мотивационная готовность, то есть желание идти учиться в школу, эмоционально-волевая готовность – умение контролировать эмоции и поведение, интеллектуальная готовность – сюда входит необходимый кругозор, запас определённых знаний, понимание основных закономерностей, личностно-социальная готовность – готовность к общению и взаимодействию с учителем и сверстниками. К первому классу ребёнок должен обладать способностями к мышлению и анализу, иметь определённый словарный запас и уметь рассказать о себе и беседовать на доступные темы. Важны также способности к концентрации внимания, логике, развитию памяти. При этом уметь писать и читать необязательно – этому его научат в школе.
– Как помочь школьнику в первые дни учебного года настроиться на занятия после долгих летних каникул? На что стоит обратить внимание?
– Подготовку к школе желательно начинать за десять-пятнадцать дней. Ключевое значение здесь имеет привыкание к школьному режиму дня: ложиться и просыпаться вовремя, отработать режим и рацион питания, включающий необходимое количество белковой пищи, при недостатке которой работа мозга затрудняется. Составьте расписание дня. Не следует перегружать ребёнка с первого дня кружками и дополнительными занятиями. Процесс адаптации занимает около месяца. Очень полезно привлечь ребёнка к подготовке к школе – покупке канцтоваров, школьной одежды, дневника, тетрадей, пенала. Пусть он сам выберет те принадлежности и вещи, которые ему нравятся. Если вы устроите ему праздничный семейный обед или ужин по поводу начала нового учебного года, то это поднимет не только настроение, но и мотивацию к учёбе. Самое главное, конечно, – это разговоры с ребёнком о его чувствах и эмоциях, связанных со школой. Можно выяснить, что ему нравится, что вызывает тревогу и недовольство, помочь ему пережить эти состояния, не ругая, не обесценивая его чувства, не переубеждая, а просто сопровождая его эмоционально. То, что ребёнок огорчён окончанием каникул, – естественно. Здесь главное – позволить ему пережить и излить свои чувства. Дать понять, что вы всегда рядом и готовы ему помочь. Не требуйте сразу больших успехов с первого дня учёбы. Порадуйтесь вместе с ребёнком самым маленьким успехам, просто тому, что он получает знания и общается со сверстниками. Так вы создадите эмоционально безопасную учебную среду, что важно в начале учебного года. Большое значение имеет спокойная конструктивная психологическая обстановка в семье, без нагнетания тревоги у родителей и у ребёнка по поводу оценок и школьных успехов.
– В наше время немало детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Какие трудности могут возникать у них, как помочь их преодолеть?
– В первую очередь надо понимать, что проблема не в плохом воспитании ребёнка с СДВГ, просто так работает его мозг, нервная система его очень подвижна. Перестать двигаться ребёнок просто не способен, и это остаётся на всю жизнь. При этом с интеллектом ребёнка всё в порядке. Если он чем-то заинтересуется, то достигнет в этом направлении высоких результатов. У таких детей недостаточно развита познавательная функция (дефицит внимания). При этом если ребёнок уважает учителя, то будет очень стараться. Такие дети часто забывают, теряют вещи, им сложно сосредоточиться, их всё отвлекает, внимание рассеянное. Но они одарены творческими способностями, которые можно направить на занятия спортом (кроме боевых искусств), танцами, вокалом, игру на музыкальных инструментах. Импульсивность требует скорейшего воплощения идеи, а агрессия – следствие непонимания его окружающими. Ребёнку с СДВГ сложно себя контролировать, поэтому его необходимо приучать соблюдать чужие границы, чувствовать своё тело, распознавать свои эмоции, чувства. Для него важны поощрения, а наказания бесполезны, поскольку они убеждают ребёнка в том, что он плохой и надо следовать своей «плохости». Ребёнок с СДВГ очень эмоционален и уязвим, поэтому физические наказания и навешивание ярлыков лишь вызовут агрессию по отношению к другим детям. Такому школьнику нужно сидеть недалеко от учителя, нужно часто помогать сосредотачивать внимание твёрдо, ласково и тактично, поощрять за старание, помощь учителю, поведение. Хвалить надо и остальных детей в классе за понимание особенностей ребенка с СДВГ, который при определённых условиях может стать большим учёным. При благоприятной среде такие дети не проявляют агрессию. Они нуждаются в принятии, а мнение учителя для них крайне важно – от этого зависит их самооценка. Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте с ним причинно-следственные связи. Приучайте к режиму дня, планированию и ответственности, приобщайте к разумной благотворительности, не требуйте высоких оценок. Учите ребёнка дружить. Приглашайте к себе в гости других детей, создавайте вашему сыну или дочери среду для общения и социализации. Работа с психологом для таких детей и родителей обязательна.
– Вы упомянули о том, что огорчение ребёнка из-за окончания каникул – естественно, а что делать, если у школьника нет интереса к учёбе?
– Необходимо разговаривать с ребёнком, чтобы он поделился своими мыслями и ощущениями, связанными с учёбой, успехами или неудачами в школе, общением с одноклассниками, взаимодействием с учителями. Отсутствие мотивации может быть связано с тем, что он или боится слишком строгого учителя, задиристого одноклассника и просто пытается избежать конфликта, или чувствует себя хуже других в чём-то важном для себя (некрасивая, глупый, необщительный). Может быть, он тревожится из-за того, что не оправдает ожидания родителей, или не успевает воспринимать материал и боится двойки, или его не хвалят, но при этом постоянно требуют результатов. Необходимо выяснить, не слишком ли устаёт школьник, что может быть связано с его физиологическими особенностями или здоровьем. Причин может быть много.
– Посещение множества кружков и секций – это полезно или перегружает современных школьников?
– Родители ожидают, что дети будут преуспевать во всех сферах жизни. Желание занимать ребёнка дополнительными занятиями «под завязку» – это на самом деле проблема родителей, которые сами всё время заняты чем-то, с их точки зрения, полезным. В немалой степени это желание обеспечить ребёнку внимание и возможности, которые родители не могут (или не знают, как) предоставить сами. Хорошо при этом помочь ребёнку обнаружить интерес в чём-либо конкретно, развивать его увлечения и собственную мотивацию, позволяя ему бросить неинтересные занятия. Другая причина – собственные нереализованные желания и мечты родителей. Однако необходимо помнить, что у сына или дочери свои интересы и свой путь развития. Заставляя ребёнка всё время быть занятым делом, причём не по его желанию, родители способствуют скорому выгоранию детей, снижению богатства их эмоционального мира, состоянию, при котором жизнь перестаёт быть интересной и привлекательной. Для соблюдения баланса необходимо выбирать дополнительные кружки и секции по желанию ребёнка, а также распределять дела так, чтобы у него оставалось свободное время, когда он может заниматься чем угодно, если это не вредит его здоровью, ведь в этот момент его мозг обрабатывает и сортирует информацию, которая в огромном количестве поступает из внешнего мира.
Поделиться новостью:ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
|