Опять разруха в головах

Внутренний монолог

Думаю, не ошибусь, если скажу, что большинство нальчан поневоле включилось в дискуссию о запрете электросамокатов, поскольку двухколёсная напасть, похоже, не миновала и столицу КБР. И многие, уверен, как раз за запрет. Я, признаться, тоже поначалу тоже стоял за полный запрет и штраф с конфискацией имущества. Меня можно понять: электросамокаты вполне способны создать большие неудобства. На днях один из них подкрался ко мне с тыла совершенно незаметно и пронёсся мимо в какой-то паре сантиметров. «Всадник» что-то громко говорил в телефон, к тому же у него в рюкзаке находилась портативная музыкальная колонка, из которой на всю округу разносилось что-то кислотное. Замечу, что эта громкость не помешала ему подъехать ко мне совершенно незаметно, поскольку, повторюсь, он ехал очень быстро. К стыду своему, я испытал желание даже чем-нибудь запустить ему вслед, да не нашлось ничего под рукой, на его счастье. Потенциальных проблем в данном случае целый список: от пожилого человека со слабым сердцем, которого вынырнувший из-за спины на такой скорости объект запросто мог уложить с приступом, до попавшегося на дороге ребёнка, не успевшего вовремя увернуться. Я уж не говорю об опасности для самого «всадника», который может угодить под автомобиль или нарваться на того, у кого под рукой всё же найдётся чем запустить ему вслед. Я даже подумал, что хорошее дело «кикшерингом» (так называется бизнес по сдаче этой напасти в аренду) не назовут.
Кстати, не надо думать, что это у нас одних так. Я буквально десять дней назад вернулся из Турции, где, уверяю, таких вот «всадников» местного разлива ничуть не меньше. Да что там Турция! В самом Париже, как я выяснил, проблемой занялись вплотную и в конце концов просто решили их аренду запретить: оказалось, что только в прошлом году по их вине пострадали 459 человек, а трое погибли. Причём, как считают в городской мэрии, большая часть этих инцидентов приходится именно на арендных «самокатчиков», которые в большинстве игнорируют правила дорожного движения, часто ездят по двое и по тротуарам, что категорически запрещено, паркуются где вздумается и нередко сбрасывают самокаты в Сену. Ну, понятно: не моё – не жалко. Собственники-то своих двухколёсных электродрузей берегут, поэтому их запреты не коснутся.
У нас тоже совсем уж было собрались последовать примеру «беспечных парижан». Пока только в Москве. Власти российской столицы не собираются вводить запрет кикшеринга по французскому образцу. Намереваются изменить правила. В общем, дело, судя по всему, небыстрое. Да и препон многовато. Во-первых, как быть с тем, что многим эта штука оказалась реально полезной? Можно по-быстрому сгонять в магазин или ещё куда. Во-вторых, это и правда неплохой бизнес для желающих открыть своё дело. В-третьих, это транспорт экологически чистый. Да и вообще, не все же непременно должны ездить неаккуратно! Есть и нормальные пользователи.
Хотя иногда, оглядываясь, поневоле думаешь, что нет их. Есть, впрочем, и официальная статистика: в России в 2022 году произошло 941 ДТП с электросамокатами и другими средствами индивидуальной мобильности (СИМ). И это на 40% больше, чем годом ранее. В этих авариях погибли 19 водителей электросамокатов, в том числе двое подростков младше 16 лет. Пострадали 976 пешеходов. Согласно опросу портала SuperJob, 37% респондентов хотят запретить сервисы кикшеринга. В обоснование своей позиции они выделили следующие аргументы: отсутствие культуры вождения, несоблюдение скоростного режима, опасность для пешеходов и водителей.
А вот в Казахстане электрические самокаты могут двигаться со скоростью не более 25 км/ч. «Всадники» должны передвигаться по велосипедным дорожкам, а при езде по тротуару скорость не должна превышать 6 км/ч. Допускается также передвижение на самокатах по правому краю проезжей части с соблюдением правил. Однако управлять ими на дороге могут только граждане старше 18 лет. Водитель должен быть в застёгнутом шлеме и светоотражающей одежде и иметь права любой категории. Запрещается перевозить грузы и пассажиров, «всадники» должны спешиваться на пешеходных переходах и перекрёстках. То есть в этом случае решили всё же дать народу шанс на исправление.
Лично мне казахстанский сценарий нравится больше. И по зрелом размышлении я пришёл к выводу, что вводить совсем уж драконовские меры всё же не стоит. По крайней мере, сразу. Ведь проблема-то, если подумать, не в самих самокатах. А в тех, кто на них ездит! В отсутствии у таких людей культуры, воспитания, эмпатии и тому подобного. Вот и получается, что, как это обычно бывает, разруха в головах! Поэтому делать с проблемой что-то, безусловно, надо. Меняйте ПДД, заставляйте владельцев ставить ограничители скорости, публично штрафуйте (в том числе «всадников»), воспитывайте их, патрулируйте улицы. А то и правда, как бы по примеру «беспечных парижан» самокаты в реку Нальчик сбрасывать не начали. Запретить – оно всегда успеется.

 

Асхат МЕЧИЕВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

11.12.2025 - 15:42

Вести из Баксанского района

Профилактика сегодня – здоровье завтра Масштабная акция «Профилактика сегодня – здоровье завтра. Важность вакцинации и диспансеризации» прошла в Баксанском районе по поручению Главы КБР Казбека Кокова. Организаторами мероприятия выступило Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарии.

11.12.2025 - 15:34

Символ поддержки

В рамках патриотической акции «Спасибо Героям» судебные приставы КБР и ученики нальчикской школы № 28 написали трогательные письма солдатам, находящимся на передовой. 

11.12.2025 - 15:28

Размер доплаты индивидуальный

В Кабардино-Балкарии продолжается поддержка неработающих пенсионеров, чей общий доход ниже регионального прожиточного минимума. 

11.12.2025 - 15:26

Первые добровольцы подразделения «Эльбрус» отправились на СВО

В республиканском военкомате прошла первая отправка вступивших в добровольческое подразделение «Эльбрус».  Пожелать доброго пути и поддержать наших бойцов пришли заместитель Председателя Правительства КБР Залим Кашироков, военный комиссар КБР Дмитрий Пахомов, представители ведомств, родные и близкие добровольцев.

11.12.2025 - 13:18

УФСИН сообщает

«Zа наших героев» Под таким названием состоялся конкурс рисунков среди детей сотрудников подведомственных учреждений, посвящённый участникам спецоперации. Он прошёл по инициативе начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по КБР Александра Демидова.