Заканчивается второй год работы группы учёных КБГУ по гранту Российского научного фонда «Становление гидроэнергетического комплекса в Кабардино-Балкарии в 20–30-е годы XX в.: планы, подготовка, реализация».
Некоторыми итогами работы поделился руководитель проекта профессор П.А. Кузьминов.
«Научный проект, который реализует наша группа, имеет междисциплинарный характер, хотя название говорит о его чисто исторической направленности. Мы попытались подробно рассмотреть и экономическую, и экологическую стороны вопроса – сейчас это весьма актуально. Помимо поиска документов той эпохи, их анализа и публикации научных статей, участия во многих научных конференциях, мы собрали и выпустили два тома сборника документов по этой теме, а также монографию, в которой собрали весь материал».
Почему это важно? Что такого в этой теме, что перекликается с сегодняшним днём? Почему Российский научный фонд посчитал возможным поддержать этот проект?
Как считает один из участников проекта, лаборант-исследователь Р. Гуртуев, сейчас идёт переосмысление опыта ускоренной модернизации общества, который наша страна получила в 20-30-е годы прошлого века. «Вокруг этого периода истории нашей страны столько копий сломано, столько написано совершенно фантастических, антинаучных вещей, что пришло время в этом разобраться. Спроси кого-нибудь на улице о том, что ему известно о том времени, так кроме репрессий никто ничего и не вспомнит. В то же время этот период в истории Кабардино-Балкарии достаточно слабо изучен. Это связано, как нам кажется, с неоднозначными, скажем так, оценками личности многолетнего лидера нашей республики Бетала Калмыкова: человек так прожил свои 46 лет, что последствия его решений до сих пор во многом определяют нашу повседневную жизнь.
Не секрет, что многие достижения и всей страны, и нашей небольшой республики в то время были фантастическими – для Кабардино-Балкарии это был настоящий расцвет национальной культуры, образования, экономики.
Во многом это было связано с электроэнергетикой, а учитывая обилие у нас горных речек, с гидроэнергетикой. Тогда эта тема активно изучалась, у нас постоянно работали геологические партии под руководством известнейших учёных с мировым именем, составлялись проекты освоения природных ресурсов, и весь этот массив данных актуален и сейчас. Тогда энергия воды называлась «белым углём» – то есть чистой энергией, сегодня у нас на слуху понятие «зелёная энергетика» – фактически это то же самое. Гидростанции стали в последние годы активно строиться у нас, используемые многолетние данные и проектировки тех лет имеются в специализированных архивах и институтах. Нам же важно было понять логику действий тогдашнего инженерного сообщества и органов власти для того, чтобы у нас – тех, кто живёт на этой земле – появилась понятная и обоснованная позиция по сохранению природного потенциала, соблюдения экологических требований, понимания экономических показателей гидростроительства. Всё это важно и сегодня. Думаю, наш труд не пропадёт даром.
Выяснилось много интересного. Например, из истории нашей Баксанской ГЭС. В архиве отыскалась копия письма Бетала Калмыкова известному политическому деятелю Льву Троцкому с просьбой прислать специальную комиссию для оценки возможности её строительства. Дело в том, что на союзном уровне уже практически было принято решение о строительстве двух ГЭС на реке Малка для обеспечения электроэнергией Минераловодской ветки СКЖД. Руководство Кабардино-Балкарии справедливо полагало, что тянуть линии с Лахрана в сторону Нальчика, Баксана и других территорий автономии никто не станет – слишком дорого. Поэтому профинансировало начало исследований по ГЭС на Баксане – в центре автономии – для того, чтобы обеспечить энергией развитие собственной экономики. Последним камешком, перевесившим чашу весов на сторону Кабардино-Балкарии, и стало это письмо. Лев Троцкий занимал должность начальника Главного электротехнического управления ВСНХ СССР всего полгода – с лета 1925-го по январь 1926 года, но успел прислать комиссию из трёх крупных учёных-гидроэнергетиков прямо в Заюково – и в октябре решение в пользу Баксана на уровне руководства страны было принято.
Или, например, грандиозный проект перерегулирования стока Терека и Кубани для компенсации зимнего маловодья. То есть в верховьях притоков этих двух главных рек Северного Кавказа планировалось построить два огромных водохранилища и несколько каскадов ГЭС, чтобы они собирали воду летом и спускали её зимой, когда ледники не тают и воды в реках в 5–6 раз меньше. Таким образом, планировалось обеспечить равномерную выработку электроэнергии круглый год, в том числе компенсировать зимнее падение мощности Баксанской ГЭС. Всё это должно было работать вместе с развитой системой оросительных каналов на равнинной части, на которых также строились энергетические установки.
В общем, собран достаточно большой объём материалов, проведена экологическая оценка принципов строительства гидротехнических сооружений, экономический анализ развития гидроэнергетики и тогда, и на сегодняшнем этапе. Весь этот массив данных будет полезен всем интересующимся этими вопросами, в том числе и современным специалистам-практикам.
В наших планах – логичный следующий шаг, просветительский. Наша группа хотела бы продолжить изучение вопросов развития экономики в регионе и надеется на дальнейшую работу».
Грант Российского научного фонда был рассчитан на два года. Проделана большая работа. Хотелось бы надеяться, что такие междисциплинарные, многоплановые исследования продолжатся на постоянной основе.