Пятьдесят пять лет назад, в декабре 1968 года, блистательно завершились гастроли Кабардино-Балкарского ансамбля танца «Кабардинка» по странам Северной Африки. Это были первые зарубежные гастроли ансамбля в качестве самостоятельного профессионального хореографического коллектива после реорганизации летом 1965 года Государственного ансамбля песни и танца Кабардино-Балкарии и создания вместо него двух – хорового и танцевального.
Делегация из 47 человек с артистами «Кабардинки», чей средний возраст был 29 лет, а самому младшему танцору только исполнилось 16, отправилась в дальнее путешествие с великой целью обеспечить выход танцевального и музыкального искусства кабардинцев и балкарцев на мировую арену. Артисты Государственного ансамбля танца Кабардино-Балкарской АССР совершили своего рода профессиональный подвиг. За два месяца гастрольной поездки в непривычных для наших артистов климатических условиях с резкими перепадами атмосферного давления, температуры и влажности воздуха, зачастую на плохо оборудованных сценических площадках, мужественно перенося все испытания, ими было преодолено более семи тысяч километров, покорено 29 городов Марокко, Туниса, Алжира и Ливии, дано 52 концерта, на которых присутствовало около 30 тысяч человек, не считая сотен тысяч зрителей, получивших возможность познакомиться с искусством советских мастеров танца по телевидению.
Гастроли коллектива освещала газета «Кабардино-Балкарская правда». Приведём выдержки из публикаций того периода. «Алжирцам очень полюбились танцоры с далёкого Кавказа. Где бы они ни выступали – в Тлемсене или Оране, Сиди-бель-Аббесе, Маскаре или Тиарете – везде публика оказывала им горячий и радушный приём. Зрители, собравшиеся в зале Национального театра алжирской столицы, встречали горячими аплодисментами каждый номер, исполнявшийся артистами «Кабардинки». Особенно понравились зрителям народный танец «Голлу», исполненный мужской группой, массовые танцы «Удж-хешт», «Абзех», «Тёгерек-тепсеу», «Кабардинка». Под возгласы «бис», «браво» прошёл танец молодых девушек с гор в блестящем исполнении артистов ансамбля С. Келеушевой, Л. Нагудовой, Л. Жабоевой, Л. Карежевой». «Зал Муниципального театра на бульваре Хабиба Бугрибы в тунисской столице был заполнен до отказа. Билеты на концерт давно распроданы, а у кассы и подъезда театра стояли десятки людей, стремившихся попасть на выступление Государственного ансамбля танца Кабардино-Балкарской АССР. Как и все прежние выступления «Кабардинки», концерт в столице прошёл с огромным успехом. В зале беспрерывно раздавались взрывы аплодисментов, возгласы одобрения, которыми публика выражала восхищение мастерством артистов. Можно без преувеличения сказать, что все номера программы имели заслуженный успех, но наиболее бурное одобрение встретили аджарский и лирический танцы, «Кафа», праздничный «Исламей», танец горянок. Покорённые грацией и ловкостью, мастерством исполнителей, зрители настойчиво требовали повторения наиболее понравившихся им номеров. Успех ансамбля был обеспечен высоким исполнительским мастерством всего коллектива. В значительной мере этому способствовали также выступления заслуженных артистов республики М. Алакаева, Ф. Дышековой, П. Ашурова, артистов Дзахмишевых, Х. Шомахова, М. Дижафарова и других».
Из воспоминаний солистки ансамбля Зары Андулаховны Дзахмишевой (Куантовой): «Самое сильное впечатление оставило первое наше турне по странам Северной Африки. Особенно Марокко, где жители были одеты в диковинные национальные одежды, а женщины скрывали свои лица под чадрой. Перед выступлением нас предупредили, чтобы мы не рассчитывали на аплодисменты, так как в Марокко не принято таким образом выражать свой восторг и поощрять артистов. После того как мы сплясали первый танец и умолкла музыка, в зале на несколько секунд воцарилась полная тишина, а затем его своды завибрировали от топота и улюлюканья. Этот звук был похож на тот, что издают киношные индейцы в вестернах. Так марокканцы выражали своё одобрение. Мы это поняли и, ободрённые, продолжили концерт».
Руководитель гастролей Николай Михайлович Алещенко вспоминал: «В ливийской столице Триполи мы воочию убедились в том, какую «цивилизацию» в качестве альтернативы предлагает арабам так называемый «свободный мир». В городе шли в основном американские фильмы, реклама которых пестрела изображениями полуобнажённых женщин, убивающих и убиваемых супергероев. «Если вы хотите отдохнуть, наконец, от приевшихся всем дешёвых кинокартин и шоу в ночных клубах, – писала одна из местных газет, – хотите увидеть настоящее искусство, отправляйтесь на концерт советского ансамбля «Кабардинка». Его можно смело отнести к числу лучших танцевальных коллективов».
«Не хватает слов для описания этого фантастического зрелища, – сообщала об одном из выступлений ансамбля марокканская газета «Вижи марокан», – это надо пережить самому вместе с артистами, которые заражают буквально каждого сидящего в зале своим неподдельным весельем. Народность и бережное отношение к древним национальным традициям отчётливо ощущаются во всех номерах программы».
«Кабардинка» – писал алжирский еженедельник «Альжери актуалите», – ансамбль, полный порыва и свежести, грации и молодости».
Тунисские газеты также дали высокую оценку танцевальному мастерству советских артистов. «Тунисские зрители, – отмечала газета «Аксьон», – в Джендубе, Кефе, Кассерине, Гафсе, а также других губернаторствах будут бурно приветствовать каждое новое выступление, каждый новый номер программы концерта – изящного и красочного, соединившего в себе грацию и ловкость, силу, лирику и тонкий юмор».
Первыми эти гастроли стали и для Наталии Гасташевой – солистки-вокалистки ансамбля «Кабардинка». Газета «Ливийские времена» писала: «Как полная перемена народным танцам, от которых у нас захватывает дух, звучит великолепное пение Наталии Гасташевой. Русское совершенство её сопрано особенно видно, когда она поёт песню о двух ласточках, на смену которой приходят бурные аплодисменты».
Артисты ансамбля проделали огромную работу: они выступали не только в столицах и крупных городах, но и в самых отдалённых уголках Марокко, Туниса, Алжира и Ливии, после выступлений знакомились с многочисленными фольклорными и танцевальными коллективами, делились опытом с товарищами по искусству. За дни пребывания в арабских странах «Кабардинка» в очередной раз доказала, что искусство всегда выше политики, корыстных устремлений и человеческого честолюбия. Гастроли «Кабардинки» имели огромное значение в расширении культурного сотрудничества Советского Союза с народами североафриканских стран, что высоко было оценено и их государственными деятелями, и обычными гражданами.
Коллектив «Кабардинки» в гостях у губернатора провинции Сус и Набёль Амора Шешиа, Тунис. Ноябрь 1968 г.