«Цель – танкер»

Хатокшуко Хамзетович Абазов родился в селе Псынадаха. После окончания школы в 1938 году поступил в нальчикский сельхозтехникум, одновременно посещал занятия в аэроклубе, после чего был направлен в авиационное училище в Адлере. Затем была учёба в Ейском авиационном училище.
Война застала его в Ленинграде. В 1942 году он был лётчиком-истребителем, затем пилотировал пикирующий бомбардировщик. В часть, где служил Хатокшуко, как-то приехал корреспондент – писать статью о подвигах, героизме и дружбе лётчиков. Он распрашивал Абазова о его боевом товарище – Герое Советского Союза Кузнецове. Абазов рассказал про один воздушный бой, в котором они вместе участвовали в небе над Балтикой: «Мы наносили бомбовый удар по фашистским кораблям у города Либава. Шли сквозь сплошной зенитный огонь. Фашистский истребитель ринулся в атаку на машину Кузнецова. Как быть? Если не помешать, он может сбить нашего командира. Но и боевой порядок нельзя нарушать: за мной шестеро идут. Всё-таки я вырвался из строя, перехватил немца и, опередив, дал очередь. Фашистский самолёт задымил. Вот и всё. А Кузнецов, выполнив задание, собрал группу и стал кружить над морем. Ждал меня. «Ил» мой почти изрешетили, но дотянул кое-как». Не успел он закончить рассказ, как его вызвали на очередное задание.
«Взгляни, Абазов! Вдоль танкера – шесть кораблей охранения. Цель – танкер. Длина его – 160 метров, водоизмещение – 6 тысяч тонн. Погода сложная, да и людей, подготовленных к посадке в темноте, нет. Справишься?». «Товарищ подполковник, приказ будет выполнен», – был ответ Абазова.
И вот четвёрка «Ильюшиных», все пилоты которых – коммунисты, а стрелки – комсомольцы, в ста пятидесяти километрах от берега обнаружила караван вражеских кораблей. Сверху они казались безобидными, почти игрушечными. Но когда наши самолёты появились над ними, суда ощетинились частыми орудийными выстрелами и пунктирами трассирующих снарядов. А навстречу с «Ильюшиными» уже мчались немецкие истребители. Три, пять, десять, двенадцать. Маневрируя в сплошном огне, наша четвёрка вступила в бой, стремясь всеми силами пробиться к цели. Преодолев одну завесу огня, прорвавшись сквозь другую, Хатокшуко увидел внизу, в «кружеве» разрывов, толстую «сигару» танкера, который был уничтожен. Потерь среди экипажа не было. Спустя несколько дней Хатокшуко прочитал во фронтовой газете очерк. В 1944 году в одном из воздушных боёв Хатокшуко Абазов был тяжело ранен.

Подготовил Асхат МЕЧИЕВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

25.12.2025 - 13:21

Мечты сбываются

В преддверии Нового года Председатель Парламента КБР Татьяна Егорова приняла участие в благотворительной акции «Ёлка желаний», исполнив мечты нескольких юных жителей республики.

25.12.2025 - 13:15

Новостная лента

Урожай зерновых в Кабардино-Балкарии превысил прошлогодний уровень Аграрии Кабардино-Балкарии собрали в текущем году более 1,2 млн тонн зерновых и зернобобовых, что на 4% больше, чем в прошлом году.

25.12.2025 - 13:14

«Защитники Отечества» сообщают

«Парта Героя» в память о Мурате Дышекове В нальчикском лицее № 2 в рамках всероссийского образовательного проекта «Парта Героя» состоялось торжественное открытие мемориальной парты, посвящённой выпускнику лицея Мурату Муаедовичу Дышекову. Герой погиб при исполнении воинского долга в зоне спецоперации на Украине. 

25.12.2025 - 13:08

Дороги Чегемского района

В Чегемском районе продолжается развитие дорожной сети в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Главным объектом 2025 года остаётся реконструкция автодороги Чегем Второй - Булунгу, ведущей в высокогорные населённые пункты и к Чегемским водопадам. Ремонтируется более 25 км дороги, включая 9 мостов. Также проводятся берегоукрепительные мероприятия и строительство монолитных защитных сооружений в русле реки Чегем.

25.12.2025 - 13:07

В 2026 году завершат ремонт трассы Нальчик – Майский

В Кабардино-Балкарии продолжат обновление региональных дорог в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Один из ключевых объектов — трасса Нальчик – Майский, ремонт которой ведётся с 2019 года.