Вправе ли органы местного самоуправления принимать нормативные правовые акты об образовании административных комиссий для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ?
Юрисконсульт Андрей Скопинцев, указал на статью 1.3 КоАП РФ, которой определены предметы ведения РФ в области законодательства об административных правонарушениях. Правовое регулирование вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, говорит Скопинцев, отнесено законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ за исключением субвенции из федерального бюджета. Скопинцев указывает на установленный законом запрет на передачу данного полномочия органам местного самоуправления.
При этом, говорит юрисконсульт, необходимо учитывать, что законодательство об административных правонарушениях, которое, согласно Конституции РФ, находится в совместном ведении РФ и её субъектов, включает в себя не только нормы, устанавливающие административную ответственность за те или иные правонарушения, но и нормы, определяющие органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в котором перечислены вопросы местного значения, также не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по образованию органов административной юрисдикции. Административный кодекс устанавливает перечень субъектов региональной административной юрисдикции и не содержит указания на допустимость рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъектов РФ органами административной юрисдикции, созданными на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Создание и деятельность административных комиссий и иных коллегиальных органов, уполномоченных рассматривать указанную категорию дел, говорит юрисконсульт, должны регулироваться только законами субъектов РФ.
Таким образом, отмечает Скопинцев, системное толкование действующего законодательства свидетельствует о том, что создание и функционирование административных комиссий неразрывно связано с осуществлением функции субъекта РФ по установлению административной ответственности. Поэтому субъект не может по своему усмотрению наделять органы местного самоуправления полномочием на создание административной комиссии и иного коллегиального органа, имеющих право привлечения к административной ответственности. Пленум Верховного суда РФ обратил внимание судов на необходимость при проверке компетенции органа, издавшего оспариваемый нормативной правовой акт, учитывать, что субъекты РФ не вправе передавать органам местного самоуправления государственные полномочия по образованию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности. Вместе с тем, говорит Скопинцев, статья 132 Конституции РФ и закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не исключают возможность на основании закона субъекта РФ наделять органы местного самоуправления государственными полномочиями для рассмотрения определённых категорий дел об административных правонарушениях. Передаваемые полномочия должны обеспечиваться субвенциями из государственного бюджета субъекта РФ. Допустимо наделение органов местного самоуправления правом на издание муниципальных актов лишь в объёме, необходимом для решения вопросов реализации данных полномочий. В частности, органы местного самоуправления вправе издавать акты о выделении помещений, в которых будет размещаться коллегиальный орган и вправе решать иные подобные вопросы, связанные с обеспечением его деятельности.