Опережать выгодно, но рискованно

Заместитель директора Института информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН, кандидат экономических наук Алим Гуртуев рассказывает о работе по созданию мини-модели экономики региона, на основе которой можно было бы вырабатывать механизмы эффективного инновационного развития.
Работа идёт в рамках реализации грантового проекта, финансируемого Российским научным фондом и Правительством КБР. Ведёт её коллектив учёных института, куда, помимо Алима Гуртуева, входят доктор экономических наук, завотделом экономики знаний и устойчивого регионального развития Салима Махошева, стажёр-исследователь Марьям Хаджиева, аспирант Мухамед Абазоков.
«Готовых механизмов и предложений пока нет. Сейчас можно говорить о том, какие поставлены задачи, какие у них особенности и как идёт работа, – рассказывает Алим Гуртуев. – Название проекта – «Основные принципы и методы управления развитием инновационной среды в открытой многоуровневой системе с информационной асимметрией». Эта работа близко связана с проектом стратегии построения инновационной экосистемы на региональном уровне, над которым сейчас активно трудятся в КБНЦ РАН. Суть проблемы вот в чём: когда общество, явно или неявно формируя запрос на достижение высокого качества жизни, ставит перед правительством задачу по социальному и экономическому развитию региона, мы сталкиваемся с тем, что через догоняющее развитие достичь желательных показателей в относительно короткие сроки – порядка 20-25 лет – крайне маловероятно. Почему? Потому что догоняющее развитие предполагает то, что в республику привлекаются производства с производительностью труда, которая выше, чем в среднем по республике, но ниже, чем в передовых регионах. В фазу роста экономического цикла мы будем расти на 5-6%, в фазу рецессии – на 2-2,5% (за счёт эффекта низкой базы регион будет расти быстрее, чем развитые экономики в среднем), и через 40-50 лет достигнем уровня производительности, близкого к развитым регионам, если ничего неожиданного не случится».
Примеры такого роста есть, продолжает учёный: если брать Восточную Европу, то у Венгрии, Чехии или Польши путь до уровня жизни, сравнимого с Францией или Италией, примерно столько лет и занял. Сегодня ВВП на душу населения в Чехии примерно 90-95% от французского. Но это, напоминает Алим Гуртуев, заняло около 30 лет в достаточно стабильных экономических условиях, без внешнеэкономических или внешнеполитических шоков.
«С другой стороны, мы можем исследовать возможности не догоняющего, а опережающего развития, основанного на переходе в новый технологический и социальный уклад на основе построения системы условий для привлечения инновационных проектов, – говорит Алим Гуртуев. – Такая политика несёт риск того, что из привлечённых проектов в итоге ничего может не получиться. Поэтому для того чтобы этот риск снизить, количество таких проектов должно быть очень большим. То есть статистически 0,5-1% из большого количества инновационных проектов в хорошей экосистеме будут очень успешными, ещё 10-15% будут себя окупать, остальные будут убыточными. К этому надо быть готовым. А закон больших чисел говорит нам: если мы под такие вероятности построим маленькую экосистему, рассчитанную на сто-двести инновационных проектов, то вполне возможно, что ни одного удачного среди них не будет. Но если построим под тысячу проектов – разброс количества удачных может составлять уже от 2 до 10 процентов. То есть, если мы хотим построить такой механизм привлечения инновационных проектов, который запустил бы экономику региона, нужно, чтобы количество этих проектов исчислялось тысячами каждый год. Это первая особенность, про которую надо помнить».
Вторая состоит в том, что невозможно прогнозировать развитие инновационной сферы так, как прогнозируют развитие традиционных отраслей, по которым есть статистика и история развития. С инновационными проектами ситуация совершенно другая: каждый из них претендует на уникальность, есть много неудачных проектов, но нельзя знать заранее, каких именно. Причём среди проектов будет какое-то количество заведомо неудачных, попросту – мошеннических. Да и провести квалифицированную экспертизу с приемлемыми затратами для большинства инновационных проектов невозможно. Поэтому речь идёт о том, чтобы сконструировать такие «правила игры» и такие экономические механизмы, в которых инноваторы были бы заинтересованы приезжать в республику и реализовывать свои проекты здесь, инвесторы (венчурные компании) были бы заинтересованы в финансировании этих инноваторов, а крупные компании, являющиеся плательщиками налогов, были бы заинтересованы в переезде в республику, чтобы оптимизировать свои расходы.
«И здесь возникает вопрос: а как мы будем проверять эти механизмы? – спрашивает учёный. – Экономический механизм – это система правил, по которым работает рынок. Есть такое известное и важное достижение в теории экономических механизмов, которое называется «принцип выявления». Принцип выявления говорит нам: если для какого-то рынка существует равновесие, то можно выстроить такие правила, при которых всем участникам процесса будет выгодно не обманывать друг друга. Такую систему правил называют «прямым выявляющим механизмом». Возможность построения таких правил доказана, но для каждого рынка их нужно разрабатывать отдельно, копирование тут далеко не всегда работает. Допустим, у нас есть рынок госзакупок. Он регулируется экономическим механизмом, прописанным в федеральном законе следующим образом: на каждую закупку объявляется аукцион. Так вот для подобных рынков доказано, что аукцион в форме закрытого аукциона (тендера) второй цены является прямым выявляющим механизмом».
Правда, есть в теории экономических механизмов так называемые «механизмы Гровса», которые в том случае, когда возможны два разных исхода, дают «математический каркас», позволяющий решить проблему выбора оптимально для всех, кто участвует в процессе. Но это тоже очень общая конструкция, и в каждом случае приходится разрабатывать механизм отдельно.
«Наша задача сейчас – разработать некий экономический полигон для апробации различных механизмов, которые стимулировали бы опережающий региональный рост через привлечение инновационных проектов, – констатирует Алим Гуртуев. – Основной целью является создание имитационной мультиагентной, многоуровневой экономической системы с реалистичными моделями поведения экономических агентов: фирм, правительства, потребителей. С помощью имитационного моделирования в такой системе очень удобно проверять разные гипотезы о форме таких механизмов. В итоге мы будем использовать так называемый «подход Монте-Карло»: внедряем в систему какой-либо механизм, делаем несколько сотен «прогонов» и смотрим, работает ли он, насколько хорошо, будет ли работать через какой-то временной период. Таким образом можно хотя бы в первом приближении отсеивать непригодные механизмы. Но пока проблема остаётся открытой: известно, что разработать механизм можно, но неизвестно – как. Такая мини-модель экономики может быть адаптирована к любому региону. Размещение производительных сил может быть другим, возрастная структура населения – также, но наша цель – сделать её масштабируемой и гибкой».
Конечно, в пределах небольшого гранта за два года точную модель для республики не сделать. Но возможно сделать такую, которая будет адекватно отражать экономическое взаимодействие. Наполняя её более точными статистическими данными, детализируя, можно строить модели для города либо района.
Считается, что пока механизмы будут касаться только налоговой сферы, финансовой или каких-то льгот. Но в авторитетных источниках была показана тесная связь между темпами роста экономики и уровня образования. Поэтому, возможно, частью механизма будет изменения системы образования.
«На сегодняшний день у нас уже построены модели принятия решений на основе функций полезности, база данных производственных функций и модели принятия решений производителем, – заключает учёный. – Также адаптированы к системе ранее разработанные модели принятия решений для инноватора (как честного, так и мошенника), для инвестора, фильтрующий механизм для инвестора, который позволяет повысить вероятность того, что мошенники не будут с ним работать. Нам предстоит всё это соединить, наполнить базу приближёнными к реальности производственными функциями. Также будем вырабатывать гипотезы относительно экономических механизмов и тестировать их».

Асхат МЕЧИЕВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

21.11.2024 - 16:29

Российское аграрное образование может стать «экспортным товаром»

Такое заявление прозвучало из уст управляющего директора Центра развития финансовых технологий Российского сельскохозяйственного банка Екатерины Артюгиной на полях Российской агропромышленной выставки «Золотая осень-2024».

18.11.2024 - 15:25

Мышевидные грызуны - угроза всходам озимых культур

В степной зоне Кабардино-Балкарии после обильных осенних дождей уже появились всходы озимых культур. Вместе с этим, нарастает угроза заселения посевов мышевидными грызунами – главными вредителями сельхозкультур в осеннюю пору.

11.11.2024 - 13:10

Новые вызовы и возможности

Предпринимателей Кабардино-Балкарии приглашают на ХХ Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который состоится с участием глав государств с 26 по 27 ноября в Уфе на площадке спортивного комплекса «Дворец борьбы». Тема форума: «Реализация потенциала торгово-экономического сотрудничества России и Казахстана – новые вызовы и возможности».

11.11.2024 - 13:09

Число МСП, воспользовавшихся «зонтичными» поручительствами, увеличилось почти в три раза

Кредиты на сумму свыше 338 млрд рублей получил малый и средний бизнес за три квартала 2024 года с использованием «зонтичных» поручительств Корпорации МСП. Это почти в два раза больше, чем было за девять месяцев прошлого года.  Лидером по приросту объёмов кредитования под «зонтичные» поручительства стала сфера образования (увеличение на 342%, до 1 млрд рублей). 

08.11.2024 - 16:56

Садоводство – в приоритете

В текущем году в Кабардино-Балкарии в период осеннего цикла закладки многолетних насаждений   посадили порядка 400 гектаров новых плантаций плодов и ягод.