Наши земляки всегда верой и правдой служили России. Эта традиция имеет глубокие исторические корни и берёт своё начало ещё в XVI веке.
После женитьбы Иоанна Грозного на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова – Гуашаней, многие представители местной аристократии поступили на русскую военную службу. Некоторые из них дослужились до высоких чинов. Потомки Идара, например, заняли видное место в российской военной и политической элите и стали известны как князья Черкасские. Представители этого рода занимали высокое положение при дворе и в армии. Из рода Черкасских вышли воеводы, руководители приказов и коллегий, военные и государственные деятели. В их числе первый генералиссимус России – главнокомандующий армией и великий канцлер Михаил Алегукович Черкасский. В 1664 году он приехал в Москву и довольно быстро поднялся по служебной лестнице. В разное время Черкасский был Новгородским и Московским воеводой и Казанским наместником, командовал полком, защищавшим Киев от турок. После смерти царя Фёдора Алексеевича, он встал на сторону Нарышкиных и немало способствовал восхождению на престол Петра I. В Азовских походах царь убедился, что армии необходим единый начальник, и его выбор остановился на князе Черкасском. 14 декабря 1695 года ему был присвоен титул генералиссимуса России.
В царское время кабардинцы, как и все остальные народы Кавказа, были освобождены от несения обязательной военной службы. Однако представители знати, для которых ратная служба считалась почётной, добровольно служили России. В 1787 году Кабардинское земское пятитысячное ополчение под командованием князей Большой и Малой Кабарды участвовало в русско-турецкой войне. В результате несколько десятков кабардинских дворян стали офицерами русской армии.
В 1828 году в Петербурге был сформирован конвой Его Императорского Величества. Через это привилегированное подразделение прошли сотни адыгов. Среди них Султан Хан-Гирей и его брат Адиль-Гирей, Бекмурза Айдемиров, Хату Анзоров, Измаил Куденетов...
Представители кабардинской знати служили в драгунских, гусарских, уланских и казачьих частях русской армии. Они воевали в Крыму, Польше, Венгрии и Трансильвании. Кубанским (Лабинским) конным эскадроном, со временем преобразованном в дивизион, в разное время командовали кабардинцы Фица Абдрахманов, Али Тамбиев, Магомет Безороков…
Немало русских военных происходили из кабардинской ветви крымских ханов Гиреев. Среди них генералы: Азамат-Гирей, Менгли-Гирей, Адыль-Гирей, Казы-Гирей; полковники Хан-Гирей, Сагат-Гирей, Крым-Гирей, Азамат-Гирей, Адиль-Гирей, Кадыр-Гирей и Клыч-Гирей, позднее ставший белогвардейским генералом. Его брат Байзет-Гирей являлся полным кавалером четырёх степеней Георгиевского креста и был награждён георгиевским оружием.
Род Хагундоковых подарил миру легендарную Эльмесхан, которая впоследствии стала во Франции бригадным генералом. Её отец генерал-майор Николай Хагундоков родился в семье офицера и по примеру отца выбрал военную карьеру. Он служил в дикой дивизии. Принимал участие в походе в Китай, в Русско-японской и Первой мировой войнах.
Отец другой знаменитой черкешенки Людмилы Чериной тоже был потомственным военным. Полковник Авенир Чемерзин – изобретатель сигнальной ракеты и первого российского бронежилета, названного в его честь.
Начиная со второй половины XVIII-начала XIX века балкарские таубии стали присягать русскому царю, хотя официальной датой вхождения Балкарии в состав Российской Империи считается 11 января 1827 года.
В 1834 году Николай I совершал поездку по своим кавказским владениям. Среди встречающих императора горцев был Чепелеу Келеметович Урусбиев. Позднее он получил медаль «За усердие» и был произведён в прапорщики.
Представители этого рода честно служили России. Среди них Хамзат Урусбиев, зачисленный унтер-офицером в Кабардинский егерский полк в мае 1854 года. Через несколько лет он был произведён в офицеры. Его сын служил в составе 84-го пехотного Ширванского полка, располагавшегося на Северном Кавказе. К тому времени у него уже был боевой опыт. Штабс-капитан Ибрагим Урусбиев воевал в Маньчжурии во время Русско-японской войны. Там же началась офицерская карьера другого представителя этого рода – выпускника Алексеевского юнкерского училища Исмаила Александровича Урусбиева.
Во время русско-японской войны была сформирована Кавказская конная добровольческая бригада. В неё вошли 14 балкарских всадников, шестеро из которых стали георгиевскими кавалерами. Младший урядник Терско-Кубанского полка Кавказской конной бригады Каншаубий Келеметов получил все четыре степени этой награды.
Кавказская туземная конная дивизия, также известная как дикая дивизия была сформирована сразу после начала Первой мировой войны. В её составе насчитывалось 75 балкарских добровольцев. Сорок из них были награждены орденами и медалями, а старший урядник Кабардинского конного полка Аслан-Али Эфендиев стал полным георгиевским кавалером.
Братья Асланбек и Батырбек Абаевы, Мембулат Айдаболов, Исхак Келеметов, Ислам Крым-Шамхалов, Али Кучуков, Шакман Шакманов, Асланбек Урусбиев… Далеко не полный список балкарских князей, ставших русскими офицерами.
Надо сказать, что царская администрация наших земляков ценила. В 1894 году на траурных церемониях похорон Александра III присутствовали полковники Карачай Куденетов и Асланбек Урусбиев. Они также приняли участие в торжествах по случаю бракосочетания Николая II, с подношением «хлеба и соли Их Императорским Величествам»…