Школьная киберсредаВ наше время некоторым родителям страшно отпускать детей на улицу: им кажется, что если ребёнок сидит дома со смартфоном в руках, то всё хорошо. Вот он дома, никуда не влезет, не упадёт, не ударится, не столкнётся с хулиганами, а ещё не отвлекает родителей бесконечными вопросами. Удобно, тихо и безопасно. Но действительно ли безопасно? Руководитель проекта «Школьная киберсреда» Константин Шалыгин уверен: информационные технологии открывают большие возможности, но вместе с этим могут прийти и большие проблемы.
– Ни для кого не секрет, что сейчас дети практически живут в интернете, существование без «всемирной паутины» сложно представить, однако с каждым днём информации всё больше, становится всё труднее отсеивать ненужное, – говорит Константин. – Сейчас практически все подростки старше двенадцати лет ведут онлайн-жизнь: общаются в социальных сетях, ищут информацию, занимаются творчеством и очень зависимы от Сети. Даже дома что нам больше всего нужно? Газ, вода и интернет. Необходимо быть бдительными: опасность может подстерегать в каждом клике! В интернете легко стать жертвой мошенников: по данным опросов, со злоумышленниками в цифровом мире сталкивались 60% школьников. Важно научить подростков кибербезопасности, чтобы они умели различать типы угроз и знали, как уберечь деньги и персональные данные от мошенников. Наш проект направлен именно на то, чтобы посредством тренингов и игровых технологий научить детей ориентироваться в этом массиве информации.
Проект «Школьная киберсреда» получил грантовую поддержку Всероссийского конкурса молодёжных проектов среди физических лиц во втором сезоне 2023 года и предполагает работу по нескольким направлениям – это история киберзащиты, этапы развития информационной безопасности и кибергигиена. Под руководством экспертов школьники узнают об отличиях компьютерной грамотности от цифровой, проанализируют реальные ситуации, с которыми сталкиваются подростки в современном мире.
– С развитием технологий цифровая грамотность стала одним из ключевых навыков, необходимых для успешной адаптации в современном мире. Этот навык включает в себя понимание и умение эффективно использовать цифровые технологии, а также анализировать информацию, получаемую из интернета, – отмечает Константин. – Знание основ цифровой безопасности помогает детям избегать опасных ситуаций в Сети, они учатся защищать свои личные данные, избегать общения с незнакомцами и правильно реагировать на потенциальные угрозы. В процессе обучения мы разработаем для школьников информационные листки по кибербезопасности и лэпбуки по этой тематике. На данном этапе мы собрали весь пласт знаний и работаем над их обобщением. Совсем скоро выйдут в свет наши онлайн-уроки. В четвёртой четверти мы планируем выезжать в колледжи и кадетские школы, школы-интернаты республики. Есть договорённости, планируем в течение двух недель донести информацию на выездных мероприятиях в формате диалога, бесед, разыгрывания разных ситуаций, просмотра сюжетов. Затем состоится турнир. Скорее всего, проведём его в формате КВН, поскольку, если говорить о серьёзных вещах в форме шутки, информация лучше усваивается и запоминается. Детям это будет интересно.
Руководитель проекта «Школьная киберсреда» Константин Шалыгин по образованию эколог, но более пяти лет назад сменил профессию, стал обучаться по новому профилю и «ушёл» в IT – с детства интересовался компьютерами, помогал родным и знакомым собирать и настраивать технику.
– Вообще я кандидат в мастера спорта по настольному теннису, это моё детское увлечение, которое перешло и во взрослую жизнь. Спорт является неотъемлемой частью жизни, он даёт нам возможность разнообразить будни и развивать тело, – говорит Константин. – Считаю, что необходимо всегда узнавать что-то новое и развиваться. В студенческие годы я в основном участвовал в проектах, связанных со спортом, затем забросил его из-за работы. Занимался волонтёрской деятельностью при проведении мероприятий в детском доме. В середине прошлого года однажды вечером мои друзья рассказали о том, что есть конкурсы «Росмолодёжи», участвуя в которых с хорошей идеей, можно получить грантовую поддержку. И я загорелся желанием реализовать то, чего не было в моём детстве, начал активно изучать методические материалы. Видя, какое внимание глава нашего государства уделяет сфере IT, решил, что, поскольку у меня есть опыт и желание, могу научить нашу активную, яркую, любознательную молодёжь азам кибергигиены. Сфера IT крайне разнообразна, интересных тем очень много: начиная с того, что такое информация, что несёт в себе утечка информации и чем она грозит, до кибермошенничества, приёмов защиты от него и многого другого. Это мой первый проект подобного рода. Есть некие переживания, поскольку дать молодёжи новую информацию в современных реалиях сложно, но очень надеюсь, что у меня это получится. Кадетские школы и интернаты выбраны для участия в проекте в силу того, что они более или менее закрыты, и мне интересно донести знания до этой категории детей.
Для того чтобы участники проекта получили как можно больше пользы, его руководитель консультировался с работниками банковской сферы по самым актуальным темам и современным рискам. Чаще всего проблемы возникают в связи с утечкой персональных данных и мошенничеством в финансовом секторе. Защититься от действий злоумышленников можно, если быть бдительными и следовать простым правилам. О них школьники и кадеты узнают благодаря реализации проекта, который поддержан Федеральным агентством по делам молодёжи, Министерством просвещения и науки КБР, региональным Министерством по делам молодёжи, Общественной палатой Кабардино-Балкарии, Молодёжным советом при Общественной палате КБР.
Поделиться новостью:ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
|