Азы научной реставрации в городе-музее

В Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике Переславля-Залесского состоялась четвёртая реставрационная выездная школа, в которой участвовали студенты колледжа дизайна Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова. 
Молодые специалисты и студенты художественных институтов страны работали над восстановлением музейных экспонатов под руководством московского  художника-реставратора первой категории Анастасии Тиньковой из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. На этот раз участники школы восстанавливали уникальные печные изразцы XVIII века, переданные музею частным коллекционером. Школа позволила освоить новые методы работы с керамикой, по итогу были отреставрированы двадцать четыре печных изразца.
В практике приняли участие десять человек из Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Устюга и Нальчика. Колледж дизайна КБГУ представили студенты третьего курса реставрационного отделения Кантемир Коков и Таисия Биденко. 
Заведующая сектором реставрации Переславля-Залесского музея-заповедника реставратор темперной живописи Любовь Левченко отметила, что совместные проекты с Союзом реставраторов идут с 2022 года, уже состоялись две школы по живописи и одна по деревянной золочёной скульптуре. В связи с тем, что в собрании музея находятся экспонаты из разных материалов, музейщики решили внести разнообразие в образовательные проекты. Сегодня они тщательно изучают возможности работы с различными материалами для создания условий для приезжающих специалистов. Идея отреставрировать изразцы продиктована желанием обновления существующей экспозиции, ведь скоро музей ждёт переезд в новые помещения, а вместе с этим будут созданы более комфортные условия для реставрационных работ. 


 Во время работы школы ребята узнали, что изразец – это керамическая плитка для облицовки стен и печей, с обратной стороны имеющая вид открытой коробки – румпы, с помощью которой он крепился к основе. Истоки изразца обнаружены в Киеве в X-XI веках, Старой Рязани и Владимире XII века. Их производство было возобновлено во второй половине XV века после монголо-татарского нашествия. Первыми археологи нашли русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями. Помимо художественной функции, изразец несёт и утилитарную, а именно накопление тепла и его последующее равномерное излучение. Специалисты рассказали, что необлицованная печь неэффективна, гладкая глазурь изразца лучше излучает тепло, чем любая шероховатая поверхность. Такими изразцами украшали интерьеры храмов, трапезных палат, парадных княжеских и боярских теремов, а с XVIII века и позже – жилых помещений в богатых дворянских особняках и поместьях, а также в домах зажиточных горожан и сельчан.  Чуть позже в связи со спросом у разных слоёв населения появился и удешевлённый продукт, с минимумом росписи или её отсутствием. Их наименования отсылают современника в далёкую историю и культуру государства российского: муравленые, терракотовые, многоцветные расписные и гладкие нерасписные – у каждого своя особенность и технология. 
– За эти дни ребята очень сдружились, коллектив подобрался хороший и весёлый, было видно, что участники мотивированы, все очень старались, о чём свидетельствует результат их работы, – отметила руководитель школы Анастасия Тинькова. –  Для меня это был первый опыт выездной практики и работы со студентами, до этого мне приходилось обучать стажёров, начинающих либо уже состоявшихся реставраторов, являющихся сотрудниками музеев. В первый день работы был проведён анализ текущего состояния предметов, определение этапов и объёмов реставрационных работ. Была проведена очистка и укрепление сохранившихся изразцов, потом участников посвятили в изготовление доделочной массы и восстановление утраченных фрагментов. Затем студенты приступили к выполнению мастиковки швов и сколов и к дальнейшей абразивной обработке. Финальным этапом стала тонировка  восполнений и покрытие консервирующим составом. Отмечу – все работы отвечали основополагающим принципам научной реставрации, что является важным шагом в обучении профессионального реставратора, и этому было уделено особое внимание. 
 Делясь впечатлениями от практики, Кантемир Коков отметил, что ждал от неё интересных занятий, профессиональных навыков, комфортного общения с преподавателем и участниками. В целом школа оправдала надежды, процесс обучения был непростым, но интересным, в чём основную роль, безусловно, сыграл преподаватель, сумевший найти к каждому индивидуальный подход. С самым сложным этапом – работой с фрезером при восстановлении румпы, по словам студента, он справился хорошо и планирует в перспективе продолжить профессиональную подготовку в этом направлении. 
– В культурно-образовательном центре «Эрмитаж-Кавказ» однажды мы уже пробовали работать с керамикой, поэтому у нас было некоторое представление об этом, – рассказала Таисия. – Давно мечтала попасть в Переславль, являющийся городом-музеем с богатой историей и культурой.  Занятия проходили легко, в умеренном темпе, поэтому все, независимо от подготовки, справились с работой. Нам очень повезло с преподавателем, всем было уделено достаточно внимания, мы получали ответы на все возникающие вопросы и поддержку опытного специалиста. Древняя культура Переславля способствовала погружению в историю, обостряла интерес к работе и помогала справиться с трудностями. 
По итогу участникам школы вручили сертификаты от Союза реставраторов России и благодарности от Переславского музея-заповедника.

 

Марина МОКАЕВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

10.12.2025 - 18:41

Музей кийиза под открытым небом

В Тырныаузе появилась остановка-музей, преобразованная в современное экспозиционное пространство.

07.12.2025 - 09:02

В Нальчике назвали победителей всероссийской премии «440 герц»

Нальчик впервые принял эстафету всероссийской большой оркестровой премии «440 герц». Столицей премии и местом проведения итогового заседания жюри в этом году столица Кабардино-Балкарии стала не случайно – президентом премии в год её основания был дирижёр, народный артист СССР, лауреат двух государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки  и двух государственных премий РФ, кавалер ордена Ленина и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Юрий Темирканов, а в номинации «Дирижёр» Большой оркестровой премии в нынешнем году присвоено имя нашего земляка – как дань памяти и глубокого уважения к маэстро.

06.12.2025 - 09:40

Нартиада – эпический памятник адыгского народа

Вчера в Нальчике на площадке Кабардинского драматического театра имени А. Шогенцукова прошла научно-практическая конференция на тему «Адыгский нартский эпос – выдающийся памятник духовной культуры народа».

03.12.2025 - 16:32

«…Мы отковали пламенные крылья своей стране и веку своему!»

Писатели-юбиляры декабря 2 декабря исполнилось 125 лет со дня рождения русского поэта, Героя Социалистического Труда Александра Андреевича Прокофьева (1900–1971). Его поэзия, пронизанная оптимистическими настроениями, ориентирована на северо-русский говор и фольклор: сборники «Полдень», «Заречье», «Приглашение к путешествию» (Ленинская премия в 1961 году); поэма «Россия» (Государственная премия СССР в 1946 году).

28.11.2025 - 13:15

Этно-стиль в современной моде

В Доме молодёжи в Нальчике прошёл фестиваль моды «WHITE FASHION DAY 2025. Этно-стиль в современной моде».