Неласковый, не нежный «Зверь»

Спектакль «Зверь» пермского театра «У моста» оставил нальчикского зрителя совершенно измочаленным морально. Как всегда, для его же, зрителя, пользы.
«Зверь» - это жуткое повествование о постядерном мире, населённом примерно вторым-третьим поколением остатков человечества. Даже не остатков, а останков, поскольку количество «венцов творения» исчисляется хорошо, если десятками. Впрочем, тут возможны варианты – однозначных ответов сюжет не предоставляет, а публике думать над деталями особо некогда: спектакль держит так, что головы не повернуть. Ещё выжили почему-то барсуки. Но это не точно. Возможно, это кто-то, просто на них похожий. Прочие упоминаемые по ходу существа то ли есть, то ли нет. Лучше, если нет.
По выжженому до костей миру тащится (не идёт, а именно тащится) семья из трёх человек: отец, мать и дочь. Имён у них нет. Друг друга они так и зовут: Отец, Мать и Дочь. Выглядит троица убойно. Отец – в какой-то изодранной до последней степени шинели, на плече которой тем не менее уцелел эполет, в каске времён Второй мировой, и почему-то с блестящим ключом, который болтается на шее на верёвке. Дочь в чём-то, напоминающем тряпьё, в котором находят египетских мумий. Все трое – абсолютно лысые. Вдобавок изрядно тронувшиеся умом. А дочь ещё и страдает чем-то вроде ДЦП. Родители, впрочем, недалеко ушли, причём во всех смыслах – поскольку ходят еле-еле, шаркая и хромая на обе ноги. Разговаривают примерно так же. Такая вот «ячейка общества». Напоминает гибридов зомби, бомжей и побывавших предварительно в психушке персонажей «Кин-дза-дза». При этом они, как ни странно, могут вызвать и смех. Чаще сквозь слёзы.  
Антураж – соответствующий. Что-то вроде помеси пустыни из «Безумного Макса» и Зоны из «Сталкера» Тарковского. Руины, щедро украшенные валяющимися тут и там выгоревшими до угольной черноты человеческими черепами. Всё тёмное, закопчённое и разваливающееся. Или уже развалившееся. 
Таскаются они не просто так: необходимо найти другого человека для Дочери. Тогда она сможет родить Детёныша и человечество будет не совсем обречено. Тут, конечно, как сказать: глядя на персонажей, с трудом веришь, что игра стоит свеч. Иной раз даже думаешь: может, туда ему, человечеству, и дорога? 
Впрочем, постепенно публика всё же приходит в себя, с удивлением замечая, как на смену пессимизму пополам с отвращением приходят более достойные чувства. Сначала это элементарная жалость, переходящая в сострадание. Затем – внезапно – что-то вроде уважения: в конце концов, никто из них не виноват, что какие-то сидящие на разных берегах океана буржуи когда-то устроили армагеддон! А эти – ты смотри – ещё и выжить пытаются, и человечество реанимировать! 
Потом начинает доходить смысл заложенных в спектакль символов, и всё более-менее становится на свои места. Увидеть человека в здоровых и красивых легко – ты попробуй его в таких вот ходячих экспонатах Кунсткамеры разглядеть! 
И ведь разглядываешь! Дочь часто повторяет: «Только не убивай – я не люблю, когда убивают!». И потом: несмотря на всё, прежде всего – девочка, которая тоже мечтает о любви, переживает о том, красивая ли она, непременно хочет нравиться, её задевает сама мысль о том, что она может быть некрасивой. И так – каждый персонаж. Они говорят друг другу: «Когда вместе – это хорошо!». И такого в сюжете много, что в конце концов доводит простую мысль: они - прежде всего люди.
А потом люди встречают Зверя. Вообще-то он тоже человек. Только каким-то образом он то ли не так сильно мутировал, то ли мутация у него куда-то не туда пошла. В общем, он не лысый и соображает. А ещё у него есть зажигалка, и он умеет находить уцелевшие банки с тушёнкой. Отец, правда, встречает Зверя в штыки (точнее, в здоровенный дрын, с которым не расстаётся). Однако тот в итоге оказывается транслятором гуманизма и доводит до героев идеи равенства и братства. И даже успешно: Мать и Дочь привыкают к нему, Дочь учит его говорить и даже уговаривает Отца спеть для всех. Это в их семье, судя по всему, предмет гордости и применяется по особым поводам. 
«Отец знает песню, - говорит она. – Правда, слова в ней непонятные».
Сцена пения заслуживает описания: в каску Отца кидают какие-то железяки, превращая её в нечто вроде перкуссии. Отец же принимается дудеть в висящий на шее ключ, который, как и ожидалось, висел там подобно чеховскому ружью не просто так. И все трое хором начинают выкрикивать что-то типа: ««Аты-баты! Тети-мети! Мы цари на белом свете. Наши жёны, наши жёны - синхро-цикло-фазотроны. Нашим братом, нашим братом - каждый атом, атом, атом. Тети-мети! Аты-баты! Наши дети – автоматы!». 
Как говорится, зато от души. Зверь заценил. Ну а потом между Зверем и Дочерью и вовсе любовь происходит. 
Но тут маятник качается в обратную сторону, и от мысли о том, что «они - прежде всего люди», приходишь к мысли, что «они – всего лишь люди». Наша троица встречает-таки другого человека, который живёт двумя эмоциями и полутора вожделениями. В общем, типичный человек. Но он не зверь, а потому Отец однозначен в вопросе: с кем быть его дочери? Зверя прогоняют, Дочь насильно отдают новому знакомому, который уже «пожрал» и в повторном приглашении не нуждается. Сцена этого предельно натуралистичная, и её хочется развидеть. А потом Зверя, который, не в силах забыть Дочь, избивают, повреждая, видимо, что-то в мозгу и превращая в кого-то вроде манкурта из произведения Чингиза Айтматова. 
Финальная сцена показывает персонажей спустя какое-то время: Дочь уже не испытывает отвращения к своему суженому, даже находя его смешным («Как пожрёт – так ему меня подавай!»), а превратившегося в овощ Зверя вся компания просто терпит. А тот воет, как им кажется, по-звериному, хотя на самом деле кричит по-человечески. Короче говоря, люди опять всё испортили. Но это ведь как раз по-людски?! Ведь выживают лучше всех именно такие – с полутора вожделениями. Причём и до армагеддона. Впрочем, будь у истории счастливый конец – не было бы того эффекта. 
Имена авторов «Зверя» - Михаила Гиндина и Владимира Синакевича – мало что кому скажут сегодня. Между тем они писали в своё время миниатюры для Аркадия Райкина. «Зверя» впервые поставили в ленинградском студенческом театре в 1984 году. Потом сам Марк Захаров, как пишут, обещал, что поставит пьесу в Ленкоме и что Отца сыграет Евгений Леонов (ох, не зря тут «Кин-дза-дза» вспомнился!). Пишут, что если бы не съёмки «Убить дракона», то так бы и вышло. 
Нам, впрочем, интересно другое: во время диалога Зверя с Дочерью он пытается объяснить ей, что когда-то говорил со своей матерью на другом языке, не на том, на котором говорят Отец и Мать. Дочь возражает в том смысле, что такого быть не может: ведь в мире есть только человеческий язык, и просит Зверя произнести что-нибудь на его языке. И тут (барабанная дробь!) Зверь говорит ей не что иное, как «сыту уэ удахэ» (в переводе «ты очень красивая», а язык, думаю, и так все узнали). Вот такая вот режиссёрская находка! И Дочь ему даже потом на нём же отвечает! Сюрприз удался: зал был в полнейшем восторге.
Главный режиссёр Сергей Федотов, кстати, говорил: готовясь к спектаклю, артисты погружаются в работу полностью в прямом смысле: например, «Калеку с Инишмана» готовили в Ирландии, «Хануму» - в Грузии. «Зверя», сказал Федотов, готовили в психбольнице. Честное слово, так и сказал!
Исполнитель роли Зверя Карим Шанибов рассказал ещё больше. Но об этом – в следующем номере «КБП».

 

Асхат МЕЧИЕВ. Фото Артура Елканова

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

13.03.2025 - 16:24

Зрители надолго запомнят выступление оркестра

13 марта в Государственном концертном зале им. Ю. Х. Темирканова с концертной программой выступил образцово-показательный оркестр войск национальной гвардии Российской Федерации под руководством Азата Шахмухаметова. На концерте присутствовали военнослужащие и сотрудники Росгвардии, члены их семей, представители ветеранских организаций, администрации города, жители и гости республики. 

12.03.2025 - 14:08

Театр юного зрителя против зависимости

В уютном зале Центра культурного развития города Нальчика зрители стали свидетелями поистине необыкновенной театральной постановки, которая оставляет неизгладимый след в душе каждого, кто оказывается в этом пространстве. 

11.03.2025 - 16:50

Творческие коллективы Москвы, Прохладного, Нальчика

12 марта в 15:00 Образцово-показательный оркестр войск национальной гвардии Российской Федерации (Москва) впервые выступит в Нальчике, на сцене Государственного концертного зала им. Ю.Х. Темирканова (пр. Шогенцукова, 28).

10.03.2025 - 19:17

Его стихи достойны самой широкой читательской аудитории

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения балкарского поэта Ахмадии Мусаевича Ульбашева, ставшего одной из знаковых фигур национальной литературы. Он активно способствовал развитию балкарского языка и литературы, а его творчество стало темой для осмысления современников, литературных критиков и будущих поколений писателей.

10.03.2025 - 14:38

Праздничные подарки «Платформы.Нальчик»

Институт развития города «Платформа.Нальчик» для жителей республики организовал праздник с насыщенной культурно-развлекательной программой.