Гильотины для мобильных телефонов

Внутренний монолог

После последнего визита в Нальчик пермского театра «У моста» ваш покорный слуга очередной раз преисполнился праведным гневом, вызванным хронической патологией родного зрителя – гаджетозависимостью. 
Да так преисполнился, что готов переиначить знаменитое «начинают театры с вешалок, начинаются царства с виселиц». Если кто не помнит, то эта фраза - из показанной пермским театром в свой последний приезд рок-оперы «Юнона и Авось». Так вот: ей-богу, последнее время всё чаще меня посещает мысль о том, что и театры не мешало бы с виселицы начинать. Точнее - с гильотины. Поставить парочку прямо при входе и использовать их, так и быть, только для мобильных телефонов, которые, хоть убей, но публика упорно продолжает тащить на спектакли с включённым звуком. 
На той же «Юноне и Авось» я прямо до белого каления дошёл. И ведь попросил главный режиссёр театра «У моста» Сергей Федотов выключить мобильные телефоны. Да только нашей публике всё трын-трава. Половина, такое ощущение, звук убрать ниже своего достоинства посчитали. 
Я бы так не развоевался - в конце концов, не вчера родился и нравы наши прекрасно знаю. Однако, на «Юноне и Авось» в нашем ряду совсем уж некрасиво получилось. Сидели мы у центрального прохода прямо с краю. Рядом расположилась семейная пара. Когда Федотов произнёс вышеупомянутую просьбу, мужина злобно выдал: «Чёрта с два они отключат!» и даже в меня метнул молнию, когда я достал свой телефон, хотя я всего-навсего собирался удостовериться, что звук убран, поскольку сделал это сильно заранее – ещё в районе гардербной. И что вы думаете? На сцене дело уже близится к развязке и вовсю поют «Аллилуйя любви», как у нашего «блюстителя» культуры  громко  звонит телефон.  Настала моя очередь метать молнии. Тогда меня и посетила та мысль – про эшафоты. И ведь не один он там такой был! Весь спектакль то в одном месте, то в другом нет-нет да раздавался чей-нибудь рингтон. 
Можно было бы не обращать внимания. Однако это, по моему скромному мнению, как раз тот случай, когда нужно всё же что-то делать. Хотя проблема давняя и решается с трудом. Доходит до курьёзов. Я заинтересовался темой досконально и выяснил любопытные вещи. Ещё The New York Times несколько лет назад писала о дискуссии использования смартфонов в театрах и на концертах. Досье на подобных моему «недоиспепелённому» соседу журналисты собрали обширнейшее. Так, Джошуа Генри, исполнитель главной роли в бродвейском мюзикле, во время спектакля спустился со сцены, забрал смартфон из рук зрителя и бросил под сиденье. Причём «не выходя из роли» и продолжая петь.  
Известная немецкая скрипачка Анна-София Муттер, исполнявшая Бетховена и Брамса в концертном зале Цинциннати, прекратив играть, сказала: «Либо я ухожу, либо вы убираете свой телефон!», после чего возражавшую хозяйку гаджета попросту вывели из зала. 
Это по поводу того, как «там, у них». Тут, у нас, впрочем, тоже недалеко ушли. До того недалеко, что известнейший Денис Мацуев однажды произвёл фурор: когда его исполнение озорной «Юморески» Щедрина однажды было прервано мелодией «Нокии», пианист со свойственным ему юмором тут же сыграл рингтон «Нокии» в каденции. Публика была ошарашена. Смех. Триумф. А хозяину «Нокии» - стыд и, надеюсь, срам.
Кстати, просьба убрать звук давным-давно звучит практически во всех театрах. Где – электронным голосом, где – вживую, в расчёте, видимо, на то, что голос любимого режиссёра пробудит-таки совесть в массах. Иногда коллективы театров прямо-таки изощряются в попытках достучаться до своего зрителя. Так, актёр и режиссер Центра драматургии и режиссуры на Соколе в Москве Владимир Панков ехидничает: «Так как мы находимся в подвале, связи нет». А в театре «Около дома Станиславского» придумали вот что: «Уважаемые зрители! Просим вас на время спектакля отключить мобильные телефоны. Спасибо. — Для тех, кто не понял, повторяем: выключите телефоны, а то будет как вчера» (не уточняя, что же было вчера). «Коляда-театр» из Екатеринбурга записал голос некого малыша по имени Арсений, который просит «Дорогие мамы и папы, тёти и дяди, вы пришли в театр. Пожалуйста, выключайте на время спектакля ваши пейджеры и сотовые телефоны. Благодарим за внимание, ваш «Коляда-театр». Причём записи уже 14 лет, да, похоже, лучше не стало. Знаменитый «Сатирикон» делает культурно: «И извините, пожалуйста, за настырность предупреждений — в абсолютном большинстве к нам, конечно, приходят очень вежливые культурные люди, но на тысячу вот таких вежливых и культурных, как правило, находится один — который, надеемся, к нам сегодня опоздал. Итак, мы начинаем».
Да только воз пока и ныне там и все усилия по степени эффекта напоминают мне усилия персонажа Стругацких из повести «для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу». Если кто не знает, то дело там происходит в НИИ чародейства и волшебства, где не могли вывести нетопырей и летучих собак: «С ними Модест Матвеевич боролся. Они гибли тысячами, но возрождались десятками тысяч. Они мутировали, среди них появлялись поющие и разговаривающие штаммы, а институтский киномеханик Саня Дрозд клялся, что своими глазами видел здесь однажды нетопыря, как две капли воды похожего на товарища завкадрами».
 

Асхат МЕЧИЕВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

26.07.2024 - 17:03

Образ ветра

В рамках юбилейных мероприятий, посвящённых 60-летию академика Российской академии художеств, Заслуженного художника РФ, Народного художника КБР Хамида Савкуева, в Детской школе искусств им. М. Кипова селения Н. Куркужин состоялся его мастер-класс для учащихся.

25.07.2024 - 17:50

Он нам – рукотворный, мы ему – не очень

Высоцкого цитировать могу практически с любого места и по любому поводу. Не потому, что я такой умный – просто написал великий гений столько всего, что цитировать его можно хоть каждую минуту буквально сутками, ни разу за весь день не повторившись.

24.07.2024 - 17:04

80–летний юбилей аушигерского самородка

Сегодня многочисленные поздравления по случаю своего 80-летия принимает доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки КБР, главный научный сотрудник сектора адыгского фольклора Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук Адам Мухамедович Гутов.

24.07.2024 - 12:45

Советский писатель

Этим летом исполняется сто лет со дня рождения и сорок пять лет со дня смерти писателя Валентина Грудзинского. С 1945 года он жил и работал в нашей республике, и именно здесь началась его литературная судьба.  

22.07.2024 - 18:36

Выставка на родине – серьёзный шаг

В музее изобразительных искусств им. А.Ткаченко состоялась выставка графических работ заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств Хамида Савкуева, в формате которой прошла его творческая встреча.