Образованный, умный и мужественный горец

В этом году исполняется 125 лет с того времени, как ушёл из жизни кабардинский просветитель и педагог, переводчик, фольклорист, один из представителей плеяды прогрессивных общественных деятелей второй половины девятнадцатого века Кази Атажукин. Он заложил основы адыгской фольклористики и вошёл в историю как организатор учебного дела на Северном Кавказе, автор одного из первых адыгских алфавитов. Кроме того его перу принадлежат первые публикации нартского эпоса на кабардинском языке.
Жизнь будущего просветителя складывалась непросто практически с самого рождения. Сын офицера, Кази Атажукин принадлежал к известному в Кабарде княжескому роду, но в отличие от богатых родственников, он не был владетельным князем, и даже в получении наследства ему было отказано. Мать Кази умерла, когда тот был совсем ребёнком, а отец переселился в Турцию, оставив сына на попечении своей родни. Те видимо не испытывали тёплых чувств к ребёнку, но надо отдать им должное – отправили мальчика в Ставропольскую гимназию, при которой действовал специальный пансион для горских детей. Это учебное заведение было создано в 1837 году для подготовки чиновников кавказского управленческого аппарата и стало настоящей кузницей кавказской интеллигенции. В разные годы из стен гимназии вышли такие прогрессивные деятели национальных культур, как классик осетинской литературы Коста Хетагуров, адыгский литератор Адыль-Гирей Кешев, балкарский музыкант Султан-Бек Абаев. Примечательно, что годы учёбы К. Атажукина в этой гимназии совпали с периодом её наивысшего подъёма, когда она превратилась в одно из лучших учебных заведений империи. Полученные в стенах Ставропольской гимназии знания позволили Кази Атажукину впоследствии успешно заниматься просветительской деятельностью.
Как представитель обедневшей ветви могущественного рода, Кази Атажукин не имел средств для продолжения обучения в университете и в апреле 1859 года восемнадцатилетний юноша вынужден был поступить на воинскую службу в седьмой линейный батальон Кавказской армии. Однако карьера военного его не привлекала, всё чаще он задумывался о педагогической деятельности.
В 1862 году К. Атажукину поступает предложение о сотрудничестве от председателя комиссии при главном штабе Кавказской армии по составлению алфавитов для бесписьменных народов. П. К. Услара. Это предложение он принимает, не раздумывая, и уже в 1864 году Атажукин представляет в комиссию кабардинский алфавит и проект «Мнение о введении письменности в Кабарде». Он был глубоко убеждён, что образование должно носить всеобщий характер, а обучение необходимо вести на родном языке. Одновременно Атажукин приходит к мысли, что письменность родного языка должна служить не только целям образования, но и иметь практическое применение «к обыденным нуждам народа», то есть стать языком официальной переписки хотя бы в местных управлениях. Когда в 1865 году прапорщик Атажукин начинает хлопотать об открытии первой педагогической школы на Северном Кавказе, военные чиновники по каким-то причинам препятствуют этому. И Кази обращается к своему земляку Кодзокову, занимающему важный административный пост, с просьбой о помощи. Тот обратился с письмом в канцелярию начальника Терской области, в котором есть такие слова: «Прошу Вас устроить это полезное дело, которое на первом же шагу встречает такие затруднения».
По этому ходатайству Кази был отрекомендован в Нальчик, где его назначили заведующим педагогическими курсами, просуществовавшими всего год – окружное управление не оказало никакой поддержки ни самим курсам, ни их выпускникам. В этот же период он ведёт полемику на страницах газеты «Терские ведомости» с Тимофеем Макаровым, учителем Санкт-Петербургского батальона военных кантонистов, утверждавшим, что создание кабардинской письменности – лишняя трата времени и сил. Затянувшаяся на несколько газетных выпусков полемика завершилась победой К. Атажукина, Макаров осознал силу, подготовку и уверенность своего оппонента и предпочёл замолчать, уступив образованному, умному и мужественному горцу.
В 1869 году Кази Атажукина переводят во Владикавказ, в тот период бывший административно-хозяйственным и культурным центром Северного Кавказа, в распоряжение начальника Терской области. Но рутинная работа не привлекает Кази и он выхлопотал себе перевод сначала в Нальчикский батальон, а затем в станицу Уманскую делопроизводителем. В этот период он занимается фольклором, издаёт записи Нартского эпоса в «Сборнике сведений о кавказских горцах». В журнале «Кабардинская старина» он печатает сказания об Андемиркане и Созырыхо, а также рассказы «Отцовское завещание», «Коварная жена», «Гоаша-Махо», «Абадзех-кровомститель», «Два друга». Этими произведениями, считают исследователи его жизни, Кази Атажукин заложил базис адыгской научной фольклористики. Благодаря Кази Атажукину, на кабардинском языке впервые зазвучали произведения классиков мировой литературы. Литературная и просветительская деятельность К. Атажукина оставила след в истории национальной культуры, став её частью и достоянием.
Кази Атажукин слишком часто отвлекался от службы по общественным и просветительским делам и на службе достиг лишь чина капитана. Соответственно и пенсионное содержание было незначительным, что не замедлило сказаться на его материальном положении. Атажукин был скромным, совершенно не меркантильным человеком, в его многочисленных ходатайствах по вопросам образования народа не было ни одной личной просьбы или жалобы. В 1886 году в чине капитана и с небольшой пенсией Кази выходит в отставку и поселяется в селении Атажукино II. Отойдя от службы, он активно участвует в общественной жизни и состоит членом Нальчикского благотворительного общества, известного своей просветительской деятельностью. Его жизнь прервала тяжёлая болезнь, не дожив до 58 лет, он умирает. Исполняя последнюю просьбу Кази, односельчане похоронили его на родине.

 

Анна АСАНОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

03.12.2024 - 15:10

Яркая звезда на культурном небосклоне Кабардино-Балкарии

Недавно исполнилось 65 лет со дня создания регионального отделения Союза композиторов СССР – 5 октября 1959 года вышло постановление, согласно которому было образовано оргбюро Союза композиторов КБАССР. Через пять лет оргбюро было преобразовано в Кабардино-Балкарское отделение Союза композиторов РСФСР, позже в Союз композиторов КБР. В тот же период в нашей республике появляются первые профессиональные композиторы, создаются национальные оперы, балеты и симфонии.  

30.11.2024 - 11:44

Прозвучали бессмертные произведения великих классиков

Осенний цикл концертов Государственная филармония им. Б.Х. Темирканова завершила удивительной программой, в которой прозвучали произведения Ф. Мендельсона и В. А. Моцарта. Она стала очередным праздником для всех любителей классической музыки.

28.11.2024 - 14:39

Лепс

Этот артист выступал в Нальчике дважды. Впервые он приехал сюда в 2009 году, на 285-летие столицы Кабардино-Балкарии.  В честь праздника вход на его концерт был бесплатным.  

28.11.2024 - 13:34

«Галерея несносных»

Внутренний монолог Что интересно: именно ноябрь, как никакой другой месяц, богат на книжные даты, подарившие нам авторов, чьи герои с точки зрения педагогики вызывали, мягко говоря, сомнения и вопросы. 

27.11.2024 - 16:31

Бунтарь русской поэзии

Смелый полуторачасовой эксперимент провёл для своих поклонников актёр Балкарского государственного драматического театра им. К. Кулиева Марат Джаппуев – на сцене Музыкального театра состоялся моноспектакль «Маяковский».