Кабардинский композитор, донской казак

80 лет назад, в мае 1944 года ушёл из жизни советский композитор, основоположник профессиональной музыки в Кабардино-Балкарии, фольклорист, литературно-музыкальный критик, учёный-акустик и в целом – очень неординарная личность Арсений Михайлович Авраамов.
Он родился в 1886 году на хуторе Малый Несветай, близ Новочеркасска. Арсений Авраамов – это псевдоним, но в какой-то период жизни тот факт, что он сын Михаила Харитоновича Краснокутского – генерал-майора Донского войска, мог сильно испортить его будущее. Первым из большой казацкой семьи Арсений выбрал не военную карьеру, а стезю музыканта. И, повзрослев, сын атамана выбрал себе такой оригинальный, можно сказать, библейский псевдоним.
Арсений успешно поступил в Новочеркасский кадетский корпус, где заинтересовался музыкой всерьёз, а к окончанию учёбы приступил к работе над оперой о Степане Разине. Но семья поначалу не приняла всерьёз его выбор. Высокий чин отца сыграл свою роль – юношу, совершенно не мечтавшего о военной карьере, родители отправили в Петербург, в Михайловское артиллерийское училище. Оттуда он вскоре был отчислен за саботаж учёбы – что не удивительно, ведь Арсений мечтал любым способом вырваться из среды, где культивировались военные устои. И в 1906 году он уезжает в Москву, где вопреки родительской воле поступает в Музыкально-драматическое училище Филармонического общества по классу общетеоретических дисциплин и композиции.
Получив музыкальное образование, в 1912 году Арсений вернулся на родину, активно выступал с лекциями о музыке, организовывал при народных читальнях «симфонические капеллы» и музыкально-этнографические экспедиции по донским станицам. Вскоре он уехал за границу, где был и кочегаром на пароходах, и гимнастом, и музыкальным клоуном, и композитором, пишущим музыку для спектаклей и представлений.
Революция 1917 года кардинально изменила жизнь молодого музыканта. Авраамов принял её всем сердцем, возвратился на родину и активно включился в «строительство» советской музыки. Он мечтал о настоящем перевороте в музыке, и ему это удалось: композитор разработал собственную программу преподавания, основанную на четвертитоновой технике. Главной темой исследований и творчества Авраамова была идея реформы музыкального строя. В этой системе композитор видел потенциал развития традиционных национальных культур, в частности кавказских, особо интересовавших его. В течение многих лет, собирая музыкальный фольклор народов Кавказа и Кабардино-Балкарии, внимательно и кропотливо изучив музыкальный фольклор кабардинского народа, Арсений Михайлович сумел найти наиболее приемлемые и доходчивые для широкого круга слушателей музыкальные и хоровые формы изложения, как при обработке старинных народных песен, так и при создании новых оригинальных.
На долгие годы Авраамов связал своё творчество с музыкальной культурой Кабардино-Балкарии, куда уже пятидесятилетним профессионалом переехал со своей большой семьёй в 1935 году. У Арсения Михайловича и его супруги Ольги Карловны было шестеро детей, которые унаследовали отцовский музыкальный слух. В 1936 году наша газета рассказывала о чете Авраамовых и публиковала их фотографию, которая в наши дни считается уникальной. В интервью Ольга Авраамова с любовью рассказывала корреспонденту нашей газеты Артемьеву о семье и детях.
К 15-летию автономии Кабардино-Балкарии Арсений Авраамов и кабардинский писатель, поэт Аскерби Шортанов создали литературно-музыкальную кантату «Счастье народа». Масштабы представления были грандиозны. В постановке участвовали более 3000 человек: певцы, музыканты, народные шуты, чтецы, профессиональные артисты, участники художественной самодеятельности.
Позже Авраамов написал и другие симфонические сочинения на национальные темы. Используя традиционные танцевальные мелодии, он создал для инструментального ансамбля, а затем и для малого состава симфонического оркестра «Кабардинскую фантазию», «Удж», «Жанкидеш». Композитор активно сотрудничал с Кабардино-Балкарским ансамблем песни и танца, прежде всего с хоровым коллективом. Обрабатывал для хора такие народные песни, как «Мартина», «Андемиркан», «Азы Мурат» и другие.
Авраамов был первым, кто начал писать музыку для постановок кабардинских и балкарских драматических спектаклей. Во всех краеведческих и искусствоведческих литературных источниках республики Арсений Михайлович значится как кабардинский композитор.
Арсений Авраамов всю жизнь увлечённо работал в области музыкальной фольклористики. К примеру, в Кабардино-Балкарии он собрал более трёхсот подлинных народных песен и наигрышей, работал над книгой «Кабардинский и балкарский музыкальный фольклор», но не успел её завершить перед Великой Отечественной войной.
Арсения Михайловича можно назвать личностью, вышедшей за рамки своего времени. Он был первооткрывателем, чьими идеями впоследствии воспользовались многие музыканты, исследователи, научные и творческие работники. Композитор рано ушёл из жизни, не дождавшись победного мая 1945-го, жизнь Арсения Авраамова оборвалась ровно за год до окончания войны. О его трагической смерти можно прочесть на сайте защитников культурно-исторического наследия Ростовской области: «19 мая 1944 года Арсений Михайлович поехал в Музфонд на Миусскую за гонораром. На обратном пути, в трамвае, все деньги – месячный доход многодетной семьи – стянул карманник. Вагоновожатый остановил трамвай: коли безденежный, топай. И музыкант потопал под палящим солнцем на свою Малую Якиманку. Его обгоняли трамваи. Но унижаться, попытаться сесть в вагон он больше не пытался. А у него было больное сердце. Домой приплёлся чуть живой. Попросил жену набить трубочку, сделал затяжку и потерял сознание. Дети в ужасе бросились во двор. Вдруг крик: «Папа умер!» И следом – раскат грома. Детские слёзы смешались с дождём».
Его похоронили на Даниловском кладбище. Семья, по бедности, не сумела поставить памятник, и безымянная могила уникального композитора постепенно затерялась…

 

Анна АСАНОВА. Фото Семьи Авраамовых (1936 год)

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

11.10.2024 - 16:28

Плоды активного творческого периода

В Картинной галерее Республики Адыгея состоялось открытие выставки-ретроспекции творчества народного художника Кабардино-Балкарской Республики, лауреата международных конкурсов Алима Пашт-Хана под названием «Мывэ» («Камень»).

11.10.2024 - 16:27

«Я путь воспеваю и трудный, и смелый…»

В Республиканской детской библиотеке имени Б. Пачева состоялся литературный праздник, посвящённый 110-летию Алима Кешокова. На мероприятие была приглашена заслуженный работник образования КБР, профессор Северо-Кавказского государственного института искусств Людмила Шауцукова. Она поделилась с учащимися 6-х классов гимназии № 29 интересными фактами из биографии и литературной деятельности А. Кешокова.

11.10.2024 - 11:25

В любви к родному языку

230-летию со дня рождения адыгского просветителя, историка, филолога, одного из основоположников национальной письменной литературы Шоры Бекмурзовича Ногмова (1794-1844) было посвящено состоявшееся в Государственной национальной библиотеке КБР им. Т.К.

10.10.2024 - 16:56

Книжная страна художника

Всем известно, что лучший подарок – это книга. А книга, подаренная библиотеке, продолжает жить ещё долгие годы, путешествуя от читателя к читателю. Книги открывают нам мир, помогают представить прошлое, заглянуть в будущее.

10.10.2024 - 16:51

Сила в правде

В Центре культурного развития г.о. Нальчик состоялась премьера документального фильма «Вторая мировая. Ложь западных стран». Мероприятие посвящено победе советских войск над немецко-фашистскими захватчиками в 1943 году в битве за Кавказ.