Что положено гражданам, утратившим жильё в результате чрезвычайной ситуации?
Заместитель директора Государственного юридического бюро КБР Министерства труда и социальной защиты КБР Амина Батчаева пояснила, что граждане, здоровью и имуществу которых причинён ущерб в результате чрезвычайной ситуации, имеют право на его возмещение в соответствии со ст. 18 федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Одной из гарантий реализации этого права, отмечает Батчаева, является выдача жилищных сертификатов тем, кто лишился жилья в результате ЧС и стихийного бедствия. Они дают право на получение нового жилого помещения либо социальной выплаты на его приобретение тем, кто зарегистрирован по месту жительства и постоянно жил в жилом помещении на момент ЧС или стихийного бедствия. Однако, замечает Батчаева, иногда своё право на получение жилищных сертификатов гражданам приходится отстаивать в суде. Существует несколько оснований, по которым органы власти могут отказать в выдаче такого сертификата, и суд признаёт такой отказ законным.
Основанием для законного отказа в выдаче сертификата является отсутствие гражданства, так как государственные жилищные сертификаты предоставляются исключительно гражданам РФ. При этом важен момент возникновения российского гражданства для тех, кто не приобрёл его по рождению. Если гражданство было получено уже после того, как произошла чрезвычайная ситуация, в результате которой жилое помещение было утрачено, человек получить сертификат не сможет.
Одним из обязательных условий для получения права на жилищный сертификат является регистрация по месту жительства в утраченном в результате ЧС жилом помещении. Таким же важным условием для выдачи сертификата является факт постоянного проживания в утраченном жилом помещении на момент ЧС. Государственные жилищные сертификаты выдаются только зарегистрированным и постоянно проживавшим в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия. А остальные собственники сами несут риск случайной гибели или повреждения своего имущества (ст. 211 ГК РФ).
Говоря о размерах получаемой гражданами жилой площади, Амина Батчаева заметила, что это зависит от количества человек в семье. Жилищные сертификаты выдаются из расчёта предоставления гражданам общей площади по социальной норме - 33 квадратных метра - для одиноких, 42 квадратных метра - на семью из 2 человек, по 18 квадратных метров на каждого члена семьи, в которой 3 и более человек. В марте в постановление № 561, регламентирующее этот вопрос, был внесён ряд изменений. Теперь прямо прописано, что под «членами семьи гражданина», имеющего право на получение жилищного сертификата, понимаются постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства с этим гражданином его супруга, (супруг), дети, в том числе усыновлённые, родители и усыновители, а также внуки. Ещё одно прописанное в постановлении изменение - изменения предусматривают ещё одно условие для получения сертификата – теперь сертификат выдаётся только в том случае, если для собственника и всех членов его семьи утраченное жилое помещение было единственным. Наличие у самого собственника или хотя бы у одного из членов его семьи в собственности иного жилья или доли жилого помещения - основание для отказа в выдаче сертификата.
Если гражданину, утратившему жилое помещение в результате ЧС, уже оказана помощь по восстановлению его жилищных прав (например, выдана компенсация в связи с утратой жилья или субсидия на приобретение нового жилого помещения), претендовать на получение жилищного сертификата он не может.
Вместе с тем Верховный суд Российской Федерации отметил, что суды при решении споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата должны выяснять причины, по которым собственники квартир и члены семьи не были зарегистрированы или не проживали в утраченном жилом помещении на момент ЧС.
Если их признают уважительными, исковые заявления о включении в список лишившихся жилого помещения в результате ЧС должны удовлетворить. В частности, примут во внимание прохождение военной службы, регистрацию собственника жилья в общежитии во время обучения.
В ряде случаев, отмечает Батчаева, спор может возникнуть, если нарушен порядок обращения гражданина в органы исполнительной власти для включения его в списки пострадавших, имеющих право на получение сертификата. В этом случае суды также учитывают причины нарушения установленного порядка. Отсутствие паспорта, находящегося на замене, при обращении с соответствующим заявлением в администрацию, как требует порядок, не может препятствовать признанию права гражданина на получение сертификата. Более того, даже когда человек не обратился в органы исполнительной власти с соответствующим заявлением - это обстоятельство не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска о включении заявителя в список граждан, имеющих право на жилищный сертификат. Суды обязательно должны выяснить, почему человек не обратился с соответствующим заявлением. Верховный суд РФ подчеркнул: суды могут отказать только в том случае, если человек не доказал уважительность причин нарушения установленного порядка.
Срок действия жилищного сертификата, объясняет Батчаева, составляет 1 год с даты его выдачи. В течение этого срока человек должен обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения.
В случае утери или порчи сертификата, а также при наличии ошибок в его оформлении, сертификат подлежит замене Министерством финансов России.
Срок действия заменённого сертификата – такой же как у ранее выданного.
Но если сертификат заменён по причине смерти владельца сертификата и члена его семьи, включённого в список граждан утративших жильё, срок действия нового сертификата составляет один год с даты его выдачи.
Поскольку предоставление сертификатов – это способ оказания государственной финансовой поддержки гражданам для возмещения ущерба, причинённого их имуществу чрезвычайной ситуацией, органы власти обязаны обеспечивать эту поддержку должным образом. Именно поэтому суды обязаны выяснять, по каким причинам пропущен срок реализации сертификата, и не связано ли это с тем, насколько своевременно и надлежащим образом уполномоченные должностные лица исполнили свои обязанности.