|
Ничто не заменит живую беседу
26 июня, 2024 - 16:13
Начать разговор с малознакомым человеком? Страшно! Ответить на уроке при всём классе – сложно, а сдавать экзамен в устной форме – просто ужасно! Учителя и родители отмечают: подростки, активно общающиеся в социальных сетях, вживую говорят с трудом. Особенно с теми, кто не входит в ближний круг общения. Что это: возрастная особенность, примета времени или психологические проблемы? Попробуем разобраться вместе с психологом, руководителем проектов Кабардино-Балкарской общественной организации «Галактика» Залимом Шибзуховым.
- Залим, скажите, пожалуйста, почему современные подростки испытывают трудности в живом общении?
- Подростковый возраст — это время, когда формируется самооценка и личностные черты. Современное общество характеризуется быстрыми изменениями и культурным разнообразием, что может вызывать у подростков чувство неопределенности и дезориентации. Занятость родителей и отсутствие общения, эмоционального участия и поддержки в семье способствуют уходу подростка в себя. Может формироваться неуверенность, страх перед осуждением и негативный опыт общения, которые приводят к замкнутости. Социальные сети и мессенджеры заменили личные встречи и телефонные разговоры, в итоге у молодых людей слабо формируются навыки живого общения - невербальная коммуникация и умение слушать. Они могут бояться быть неправильно понятыми или непринятыми сверстниками, избегать реального общения, чтобы их самооценка не снижалась из-за того, что они не соответствуют неким стандартам и молодёжным тенденциям. Современные родители и школа часто фокусируются на знаниях и оценках, а не на развитии навыков общения. Подростки не получают достаточной практики общения и обратной живой связи от родителей и учителей, кроме оценивания и критики.
- Какую роль в проблеме коммуникации играет интернет? Если представить себе, что интернета больше нет, решится ли эта проблема?
- Здесь не всё так однозначно. Современные молодые люди растут в мире, где технологии стали неотъемлемой частью жизни, формирование их мышления происходит в окружении, в котором мгновенный доступ к информации стал нормой. Это развивает аналитические навыки и многозадачность. Есть и обратная сторона – снижаются навыки концентрации внимания и терпения. Безграничный доступ к информации даёт возможность самостоятельно изучать любые темы, это усиливает чувство контроля над собственным обучением и развитием и одновременно может привести к информационному перегрузу и затруднениям в отличии достоверной информации от недостоверной, что мы часто и наблюдаем. Подростки используют цифровые платформы для установления и поддержания дружеских и романтических отношений. Это, с одной стороны, способствует развитию навыков общения и понимания социальных норм, а с другой - порой приводит к зависимости от онлайн-одобрения. Интернет предоставляет юношам и девушкам возможности для самовыражения и экспериментов с различными форматами их идентичности, но это также может создавать психологическое давление, связанное с необходимостью соответствовать определённым стандартам и ожиданиям в интернете. Виртуальная жизнь может усиливать чувство тревоги и депрессии, особенно при столкновении с кибербуллингом или чрезмерным количеством негативной информации. Живя «онлайн», подросток начинает путать доступность знаний с лёгкостью их приобретения и усвоения. Тем не менее, интернет уже давно из формы и средства превратился в среду существования. Это богатейший источник информации, а в реальной жизни библиотеки, музеи, архивы такой возможности предоставить не могут в силу ограниченности из-за самого их формата. В виртуальном мире можно общаться, не раскрывая свою личность, что даёт возможность высказываться без страха осуждения. Лишая юношу или девушку интернета, можно сильно снизить их возможности адаптироваться к условиям современности и найти свое место в обществе.
- Способно ли виртуальное общение заменить живые встречи даже с учётом того, что эмоции, которые люди испытывают в онлайн-разговорах, - настоящие?
- Конечно, есть свои плюсы и минусы в том, что общение в формате «онлайн» плотно вошло в нашу жизнь. Первый ощутимый плюс - это мгновенность и доступность. Можно общаться в режиме реального времени, несмотря на расстояние и разницу во времени, участвовать в международных форумах, играх, взаимодействовать в социальных сетях. Виртуальная жизнь предлагает различные способы выражения эмоций через эмодзи, стикеры и мемы, но всё это не может полностью передать палитру человеческих чувств, которые мы видим и проживаем во время личного общения. Живая беседа включает в себя невербальные сигналы, - это жесты, мимика, тон голоса и язык тела, которые являются ключевыми компонентами эффективного общения. Интернет-общение в этом ограничено.
- Как будет проживать взрослую жизнь человек, который свой подростковый период провёл в онлайне?
- Подростки, проводящие большую часть времени в интернете, могут столкнуться с уникальными вызовами при переходе к взрослой жизни. Одним из основных рисков является слабое развитие социальных навыков. Мимика и жесты, тональность, тембр и другие оттенки голоса имеют важное, а порой и исключительное значение в живом взаимодействии, но в онлайн-коммуникации они редко присутствуют. Это может привести к тому, что взрослые, проведшие подростковый возраст в онлайне, будут испытывать трудности в понимании и использовании этих сигналов в реальной жизни. Возникают проблемы с элементарным пониманием собеседника, с адаптацией к трудовому коллективу. Выросшим подросткам может быть сложно сосредоточиться на трудовых задачах без постоянных отвлечений на социальные медиа- и другие онлайн-платформы. Также люди, привыкшие к постоянному онлайн-присутствию, могут испытывать трудности с отключением от устройств и нахождением удовлетворения в активностях вне интернета.
- Что нужно для того, чтобы молодые люди вышли из виртуального мира в реальный?
- Необходимо создавать привлекательные реальные альтернативы виртуальным развлечениям. Это могут быть спортивные секции, творческие студии, научные кружки, которые предлагают увлекательное и полезное времяпрепровождение. Крепкие социальные связи и поддержка друзей и семьи смогут мотивировать молодых людей больше времени проводить в реальном мире. Родителям важно научиться поощрять личные встречи и общение. Стажировки, волонтёрство, участие в общественной жизни, в местных мероприятиях и проектах, рабочие места с частичной занятостью, где требуется командная работа, могут стать хорошим стимулом - это позволяет подросткам чувствовать свою значимость и влияние на реальный мир. Минмолодёжи КБР и Молодёжный центр КБР предоставляют хорошие образовательные и карьерные возможности для подростков и молодёжи. Преодолеть барьеры и страхи, связанные с реальным общением и активностью, может помочь психологическая поддержка и консультации психолога. Родителям необходимо научить подростков устанавливать границы использования технологий. Первое, с чего можно начинать - определить время, когда гаджеты должны быть отложены, например, во время семейных ужинов или перед сном. Практика совместного времяпрепровождения даёт в этом случае колоссальные результаты. Обучение подростков безопасному и ответственному поведению в интернете является ключевым условием. Они должны понимать последствия своих действий в виртуальном мире и уметь защищать свою личную информацию. Родителям необходимо поощрять подростков развивать интересы и хобби, которые требуют реального взаимодействия и творчества. Музыка, живопись, спорт — всё это помогает найти равновесие между экраном и жизнью вне его.
22.11.2024 - 18:58 |
Её знают и помнят в Кабардино-Балкарии и за её пределами, она возглавляла областной совет профсоюзов, многое сделала для развития курортов, создала республиканскую газету «Горянка» и долгие годы руководила изданием. |
22.11.2024 - 18:52 |
В этом году делегация Кабардино-Балкарии будет участвовать в IV конгрессе молодых учёных в Сочи в расширенном составе: в неё войдут также представители Центра географических исследований КБНЦ РАН. Это стало возможным благодаря активному участию его сотрудников в работе крупных региональных форумов в разных регионах страны. |
22.11.2024 - 11:48 |
Инспекторы по делам несовершеннолетних управления МВД России «Нальчик», представители Адвокатской палаты Кабардино-Балкарии Лариса Бецукова и Республики Северная Осетия – Алания Аскер Абидов встретились с учениками школ № 32 и 33.
|
22.11.2024 - 11:47 |
Незамеченным прошёл бы в Нальчике День плюшевого медведя, если бы не ученики 6 «Е» школы № 9, их родители и классный руководитель Алиса Тетуева. Ребята хотели сделать приятное для малышей и обратить внимание горожан на этот малоизвестный, но такой милый праздник.
|
22.11.2024 - 11:44 |
Внутренний монолог
Ноябрь богат на «книжные даты», одну из которых ваш покорный слуга долго умудрялся не замечать: 23 ноября – день рождения знаменитого Николая Носова. Каюсь, грех с моей стороны непростительный. Посему спешу загладить.
|
|