Мартиролог нашей общей памяти

В нальчикском издательстве М. и В. Котляровых вышла в свет «Книга Памяти». Это продолжение «Книги Памяти жертв политических репрессий. Кабардино-Балкария. 1920–1941», выпущенной в 2009 году. Как сообщил главный редактор издательства Виктор Котляров, каждая такая книга, как отмечал в предисловии директор Государственного архива РФ С. В. Мироненко, «помогает тысячам людей узнать о судьбе предков, восстановить историю семьи. И каждая такая книга требует подвижнического труда, огромных усилий – и физических, и моральных. Дело не только в огромном объёме дел, которые необходимо изучить, не только в сложной и кропотливой исследовательской работе, но и в том, что читать эти дела немыслимо тяжело. В каждой архивной папке сталкиваются человеческая трагедия и человеческая подлость, живая боль и тупое бездушие репрессивного аппарата. К этому невозможно привыкнуть. Но находятся неравнодушные люди, настоящие подвижники, благодаря которым имена оклеветанных и убитых возвращаются из небытия, а ведь без любого из этих имён история народа неполна».
Эту боль одной из первых почувствовала и восприняла как свою Н. И. Лафишева (Кафоева), начавшая в 2000 году работать в архиве Управления федеральной службы безопасности России по КБР. У неё, конечно, были помощники, но по большому счёту всю основную работу проделала именно она. Когда сбор материалов для первого тома был закончен, выяснилось, что денег на предпечатную подготовку и само издание в бюджете республики нет. Узнав о сложившейся ситуации, понимая всю важность и необходимость выхода данного труда, издатели решили, не дожидаясь решения финансового вопроса, приступить к работе над рукописью.
Издатели решили выпустить книгу тиражом 2000 экземпляров за свой счёт. Тем самым судьбы 5275 человек обрели вторую жизнь и воззвали к совести общества, к коллективной памяти, к необходимости защищать права человека всегда, а в трудные времена – особенно.
- Но мы и предположить не могли, что издание, затрагивающие в той или иной мере большинство жителей республики, окажется совершенно невостребованным, - говорит В. Котляров. – В силу разного рода причин от него оказались полностью отрезаны библиотеки, учебные заведения республики. Как и члены семей репрессированных. Сегодня, спустя 15 лет после выхода первого тома, три четверти тиража остаётся лежать на складе." До конца жизни Нина Измайловна работала над вторым томом «Книги Памяти». Изо дня в день она искала, анализировала, уточняла списки репрессированных, подготовив в общей сложности более четырёх тысяч персоналий. Среди них множество представителей так называемого кулачества, пострадавших только за то, что работали на совесть и любили своё дело. После смерти Нины Кафоевой родственники передали собранные ею материалы в издательство. Ознакомившись с ними, мы поняли, что книга требует огромной подготовительной работы. Надо было свести воедино весь массив имеющейся информации, уточнить множество нюансов, привести к общему знаменателю сведения из десятков разрозненных файлов, сверить их с персоналиями первого тома. Нужны были энтузиасты. На призыв о помощи откликнулись трое, но в итоге всю основную работу проделала заведующая отделом Республиканской детской библиотеки им. Пачева Ирина Шибаева, несколько месяцев занимавшаяся мартирологом, и по причине повторов первоначальный массив персоналий значительно сократился.
Публикация первого тома «Книги Памяти» показала, что в ней содержится немало неточностей: неверно воспроизведены биографические сведения, имеются ошибки в личных данных. Чтобы избежать их в печатном варианте была осуществлена предварительная публикация в местных СМИ. Тем не менее, многие данные так и не удалось выяснить, поэтому они отмечены в тексте знаком «*». Издатели надеются, что люди, в силу родственных связей знакомые с судьбами тех, о ком идёт речь во второй «Книге Памяти», откликнутся, сообщат сведения, которые неизвестны, уточнят имеющиеся. Если не сделать это сегодня, завтра будет поздно – время безжалостно: люди уходят.
Второй том, как и первый, выходит за счёт средств издателей, убеждённых, что трава забвения растёт там, где люди не заботятся о будущем, где мало и недостаточно глубоко анализируют прошлое. И там, где благородные намерения так и не перерастают в волевое усилие, в результате которого свершаются и достигаются поставленные цели.

Аида ШИРИТОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

09.07.2025 - 19:09

Монолог

Вебтун И опять о наболевшем: о великом и могучем и об эллочках-людоедках, которые его в буквальном смысле поедают, искренне полагая, что спасают.

07.07.2025 - 17:44

В Нальчике прошёл фестиваль мастеров «АртЭль»

В столице Кабардино-Балкарии прошёл летний фестиваль «АртЭль», организованный Гильдией мастеров современного искусства и рукоделия КБР при поддержке Торгово-промышленной палаты республики.

03.07.2025 - 17:02

Выход один - больше книг

Монолог

02.07.2025 - 19:14

«Ах, мой Чегем…»: юбилейная выставка Тахира Черкесова как медитативный разговор с Родиной

В павильоне современного искусства в Парке 100-летия КБР в Нальчике открылась выставка «Ах, мой Чегем…», посвящённая 65-летию скульптора, мастера резьбы по дереву, члена Союза художников России Тахира Черкесова. Это не просто художественное событие – это исповедальный диалог с Кавказом, где каждая скульптура становится образом, переживанием, символом.

30.06.2025 - 19:54

В Нальчике показали фильм режиссёра Владимира Ворокова, посвящённый героям войны

В Кабардино-Балкарском фонде культуры им. Владимира Ворокова прошёл показ документального фильма «Иван», снятого в 2009 году кинорежиссёром Владимиром Вороковым совместно с Риной Мартиросовой. Мероприятие состоялось в рамках проекта «Хроника Кабардино-Балкарии» и было посвящено памяти героев, сражавшихся с фашизмом.