Споры об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей суд должен решать в соответствии с принципом равенства прав родителей и обязательным учётом мнения ребёнка, достигшим возраста 10 лет, его отношения к каждому из родителей, другим родственникам, руководствуясь исключительно интересами ребёнка. Такое решение принял Верховный суд РФ, рассмотрев дело Александра Т.
После развода со Светланой Б. их дочь осталась с ним. Рядом с домом отца её школа и живут друзья, созданы все условия для нормального развития. Светлана обратилась в суд, чтобы определить место жительство дочери с ней, поскольку также имеет комфортное жильё и необходимую для развития инфраструктуру рядом.
Принимая решение оставить девочку с отцом, суд первой инстанции исходил из её желания. Отменяя это решение, суд апелляционной инстанции не установил исключительные обстоятельства, чтобы разлучить мать и дочь. А подросток ещё не осознает собственные интересы. С этими выводами согласился и кассационной суд общей юрисдикции.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отменила принятые решения и направила дело на новое апелляционное рассмотрение.
Согласно статье 12 Конвенции о правах ребёнка, способного сформулировать свои собственные взгляды, маленькому человеку должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, причём им уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребёнка. Статья 57 Семейного кодекса РФ устанавливает обязанность учитывать мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В нарушение закона, отметил ВС РФ, суд апелляционной инстанции не принял во внимание мнение самой несовершеннолетней, достигшей десятилетнего возраста. Не было дано надлежащей оценки заключению судебной психолого-педагогической экспертизы, из которого в том числе следует, что активное психологическое давление со стороны каждого из родителей на ребёнка не оказывалось, и девочка сохраняет твёрдое желание жить с отцом. Суд апелляционной инстанции формально сослался на положение Декларации прав ребёнка Генеральной Ассамблеи ООН, указав на отсутствие каких-либо исключительных обстоятельств для разлучения матери с малолетней дочерью. Но интересы ребёнка и его психологическое состояние как раз являются этими исключительными обстоятельствами.
Суды также не учли, что определение места жительства ребёнка с одним из родителей не исключает возможность другого родителя полноценно общаться с ребёнком, а также принимать участие в его воспитании без каких-либо ограничений.
На новом слушании дела дочь оставили вместе с отцом.