Верховный суд РФ рассмотрел дело Ирины Б., которая обратилась с иском к Сергею Т. о лишении его права на выплату единовременного пособия из страховой суммы в связи с гибелью их сына Александра при исполнении обязанностей военной службы.
Женщина объяснила, что бывший муж не занимался воспитанием сына, не интересовался его судьбой и не платил алименты. По приговору суда он дважды был признан виновным в злостном уклонении от уплаты средств на содержание детей. И все расходы на похороны сына она несла самостоятельно.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что действующим законодательством не предусмотрена возможность лишения одного из родителей права на получение единовременной выплаты и страховых сумм в связи со смертью военнослужащего, если он не лишён родительских прав. Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ признала эти выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм законодательства. Статья 18 федерального закона «О статусе военнослужащего» гарантирует военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсацию в случае причинения вреда их жизни или здоровью. Установлена и система мер социальной поддержки членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы.
К числу таких мер относятся: страховое обеспечение государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащих в случае их гибели. Цель этих выплат, указывал ВС РФ, – компенсировать родителям, которые надлежащим образом воспитывали будущего военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитника Отечества, нравственные и материальные потери. Исходя из цели выплат, отмечалось в решении Верховного суда РФ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, не исключает возможности учёта их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию сына. Лишение права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями для лишения родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребёнка. Как отметил ВС РФ, нормы материального права с учётом правовой позиции Конституционного суда РФ «О целях правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемой родителям военнослужащего в случае его гибели при исполнения обязанностей военной службы» судебными инстанциями к спорным отношениям применены не были, юридически значимые обстоятельства установлены не были. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ признала неправомерным вывод судебных инстанций о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность лишения одного из родителей права на получение выплаты. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, где иск матери погибшего военнослужащего был удовлетворён. Отца лишили права на компенсацию, поскольку о сыне на протяжении всей его жизни он не заботился и, более того, от его содержания злостно уклонялся.