Советский писатель

Этим летом исполняется сто лет со дня рождения и сорок пять лет со дня смерти писателя Валентина Грудзинского. С 1945 года он жил и работал в нашей республике, и именно здесь началась его литературная судьба.
Валентин Александрович - автор повестей «Новый день», «Так начинается зрелость», рассказов «Именинница», «Гудок зовёт», «Венькино общежитие», «Дорога к другу», «Зойка», «Гроза», «Новый учитель»… Специалисты не раз отмечали, что ключевые темы его творчества-- это конфликт поколений, духовно-нравственные ценности, любовь к Родине и к человеку…
Валентин Грудзинский родился 25 июля 1924 года в городе Жиздра Калужской области. В то время это был скромный, мало чем примечательный провинциальный городок с населением всего в несколько тысяч человек. Его предтечей стал Троицкий монастырь, основанный в середине XVI века преподобным Герасимом Болдинским. В то время в этих местах проходила граница Московского государства. В 1777 году указом Екатерины II село Жиздра приобрело статус уездного города, с двумя церквами, четырьмя лавками и парой сотен домов.
После революции Жиздринский уезд стал первым в Калужской губернии, где была установлена советская власть. Во время Великой Отечественной войны город был полностью разрушен отступающими немецкими войсками, а большую часть его жителей отправили на работы в Германию. Валентину Грудзинскому повезло – ему удалось избежать этой печальной участи. Он оказался в Северном Казахстане, где и окончил десятилетку. После школы будущий писатель работал в совхозе. Затем поступил в военное училище, окончить которое ему помешала болезнь. Возможно, армия потеряла в его лице хорошего офицера, но литература, безусловно, выиграла. Она приняла в свои ряды оригинального и талантливого автора, со своим стилем и твёрдой жизненной позицией.
После войны Грудзинский поселился в Кабардино-Балкарии и именно здесь состоялся как писатель. Впрочем, произошло это не сразу. Окончив местный педагогический институт, он работал учителем Прималкинской сельской школы, а со временем стал её завучем.
В 1950 году стихотворение Валентина Грудзинского «Пушкин в станице» было опубликовано в литературно-художественном альманахе «Кабарда». Спустя четыре года на страницах этого издания появилось его первое прозаическое произведение. «Повесть о студентах» в определённом смысле автобиографична. Она рассказывает о жизни и учёбе в пединституте. По мнению литературоведов «это искренний, взволнованный рассказ о молодёжи, студенческой жизни, дружбе и товариществе, любви, приоритете нравственных и духовных ценностей».
В литературе не бывает мелочей. Казалось бы, незначительные детали расставляют акценты и придают повествованию законченность. Внимательный взгляд Грудзинского многое замечал. Именно поэтому он убедительно рассказывал о рабочих и колхозниках, школьниках и учителях, стариках и детях…
Валентин Александрович писал книги, преподавал в школе и более тридцати лет руководил литературным объединением «Лира» при Прохладненской районной газете «Ленинское знамя».  По словам коллег и знакомых это был настоящий подвижник, влюблённый в русский язык.
В 1956 году в том же литературном альманахе «Кабарда» вышла повесть Грудзинского «Новый день». К тому времени её автор заметно вырос как писатель. Он стал более зрелым и опытным художником, мастерски передающим малейшие нюансы. Повесть рассказывает о председателе колхоза – человеке непростой, но интересной судьбы. Он одним из первых вступил в колхоз, воевал на фронтах Великой Отечественной и Гражданской войн, поднимал хозяйство из руин…
В начале 60-х вышла новая повесть Грудзинского «Так начинается зрелость». Она рассказывает о бригадире литейщиков машиностроительного завода – честном, скромном и трудолюбивом парне.   Работа, любовь, поиски себя и своего места в жизни – темы актуальные во все времена…
Не менее интересны рассказы Валентина Грудзинского. В них много глубоких мыслей о человеческих взаимоотношениях, о дружбе, любви и готовности к поступку с большой буквы. Они написаны с любовью к человеку и, наверное, это самое главное.
Творчество Грудзинского правдиво и убедительно. Это касается всего – характеров, ситуаций, диалогов. Его герои --цельные и основательные люди, крепко стоящие на родной земле и готовые ради неё на любые жертвы. Мужчины и женщины, старики и дети отнюдь не ходульные персонажи. Они живые и читатель это сразу чувствует.
Валентин Грудзинский – советский писатель. Социалистический реализм принято ругать, хотя на самом деле, что плохого во внутренней красоте человека? В самопожертвовании и мужестве, в патриотизме и любви к человеку? Приоритеты современной литературы изменились. Большинство так называемых «прогрессивных» авторов по большей части используют в своих произведениях негатив, но творчество Валентина Грудзинского совсем другого сорта. Это гимн родному краю и его труженикам. Признание в любви человеку, для которого не существует преград.
Валентин Грудзинский прожил недолго. Он ушёл, не дожив до 55,  похоронен в Прохладном. Таким образом, писатель обрёл покой в Кабардино-Балкарии, которая стала для него второй родиной.

 

Борис Борисов

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

26.12.2024 - 14:40

Нестандартная «Снежная королева»

Перед Новым годом воспитанный Камин рассказывает волшебную сказку, помогая ему, Огонь и Ветер дуэтом читают, Белый Олень поёт с кавказским акцентом, а Маленькая Разбойница гоняет на байке.

24.12.2024 - 11:55

Зимняя сказка

В Москве прошла выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2024». Это главное событие в мире народного искусства, которое способствует взаимообогащению культур и укреплению дружеских связей между народами России. Организатором выступила ассоциация «Народные художественные промыслы России» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Торгово-Промышленной палаты России.

23.12.2024 - 14:55

«В жутких розочках»

Летом 2022 года в Нальчике прошёл международный кинофестиваль «Кабардино-Балкария - 100». В числе его почётных гостей была народная артистка России Светлана Немоляева. Она представляла дебютный фильм своей внучки Полины Лазаревой, в котором сыграла главную роль.

22.12.2024 - 19:36

Новые грани и возможности искусства

Свежий взгляд на театр, не разрушающий его сути, полная отдача на сцене и смелые эксперименты – актёры нынешнего поколения не боятся искать новые подходы к роли и необычные способы воплощения персонажа. Они оперируют своими эмоциями, живыми и искренними, и способны убедить зрителя в правдивости собственных переживаний на сцене.

19.12.2024 - 13:32

Брейнрот полный и окончательный

На днях по сети заплясал список самых модных слов года, пробудивший к жизни старый как мир спор между современными «западниками» и «славянофилами» и укрепивший меня в столь же старой мысли о том, что гуманитарные знания ещё сильнее потеснены с занимаемых позиций на пути к бесславной кончине. Впрочем, так ли всё безнадёжно?