«Субчики»

Внутренний монолог

В последнее время среди субкультур появляются такие, что слово «культура» из термина можно смело вычёркивать. А вот «суб» как раз оставить - пусть ходят «субчиками». Самый раз для некоторых.
Вообще «субкультура» вроде ничего страшного под собой не подразумевает. Это всего лишь термин в социологии, антропологии и культурологии, означающий группу в обществе, нормы и ценности которой отличаются от общепринятых. Представители субкультуры могут иметь свои интересы, верования, символы, одежду и даже язык. В разное время в обществах существовали различные субкультуры: от хиппи в США начала 1960-х годов до современных K-Pop и «дед инсайд» (что бы это ни значило). Есть даже подозрение, что конечного определения субкультуры не существует, поскольку социологи включали в определение всё, отличающееся от общепринятого.
Известным примером являются молодёжные субкультуры, чаще вызывающие недоумение: при чём тут культура? Суть вот в чём: отличаться молодое поколение должно, иначе застой. Вопрос в другом, и вопрос этот – старый, как мир: где проходит граница? Как определить, где заканчивается то самое отличие, без которого всем грозит застой, и где начинается обычная дурь? И это не смешно. Почитайте «Гадких лебедей» и «Отягощённых злом» Стругацких. Или вспомните, как появились «готы» и «эмо» (в Нальчике в том числе). Мои сверстники, возможно, вспомнят даже «панков» и «рокеров», а также прочих неформалов, которых били «любера». В этом контексте мне вспоминается персонаж одного постсоветского детектива, который, не разобравшись в ситуации, решил, что в слове «панки» ударение падает на последнюю букву, на основании чего вывел конспирологическую теорию о том, что их к нам засылает польская «Солидарность».
Я, смею надеяться, настолько «контуженным сапогом» не выгляжу. Однако и тех, кто бьёт тревогу, вполне понимаю. И пренебрежительно махнуть рукой, цедя «Перебесятся!», считаю легкомысленным и недальновидным. Да, перебесились, но сколько этих «субчиков» было покалечено другими «субчиками», и сколько стало жертвами нездоровых зависимостей, пока остальные «перебешивались»? Кто-нибудь посчитал?
Я бы так не развоевался, если бы список «субчиков» не пополнился териантропами и квадроберами. Первые отождествляют себя с определёнными животными - это одно из сообществ, которые возникают при использовании зооморфных образов на подростково-молодёжном этапе жизни, когда человек сталкивается с проблемой самоидентификации и выбора своего места в обществе. Териантроп убеждён в том, что частично или полностью является животным. Среди них растёт количество тех, кто практикует такую спортивную дисциплину как квадробика. Это неофициальный во многих странах вид спорта, заключающийся в беге и прыжках на четырёх конечностях. Кажется, они ещё при этом надевают костюм собаки и гавкают… Есть подозрение, что спорт в данном случае всего лишь отговорка, на самом же деле квадроберы не знают, куда направить энергию. В своё время японский спринтер Кеничи Ито установил рекорд, пробежав на четвереньках сто метров за 18,58 секунды. Это квадроберы считают днём рождения своего умственного расстройства. И пока большинство умилялось, некоторые психологи (а по мне – просто адекватные люди) призадумались. Териантропы ведь не просто лают и бегают, у них образовались сообщества и тайный знак, по которому они распознают своих, видимо, чтобы завести разговор на объединяющую тему (не иначе, как лучше вывести блох), не опасаясь, что намордник наденут или на цепь посадят. Квадроберы в интернете инструкции постят: как сделать маску и какие движения делать, чтобы максимально на зверя быть похожим. И это ещё полбеды: в сети есть информация, что в некоторых школах на Западе в погоне за равноправием уже и лотки для таких детей установили, поскольку звери в санузлы не ходят. А кто-то уже покусан был ребёнком, совсем уж себя собакой посчитавшим.
В целом решение проблемы стандартное, к тому же это не первое молодое поколение с ветром в голове: важно помнить, что проблем с субкультурами, как таковыми нет. Проблема возникает в случае чрезмерности. Но тут мы опять возвращаемся к старому, как мир вопросу: а где граница, и не получится ли как с «панками» и «люберами»? В самом деле, если есть кто-то, всерьёз имеющий право считать себя собакой, то почему бы не найтись кому-то, имеющему право завести себе такого питомца? Пусть стадо от волков охраняет или, скажем, на цепи сидит в будке? Можно ещё в догхантеры податься, но это тоже не смешно.
Как по мне, так всё это обычное безделье: покраска шевелюры в восемнадцать оттенков серо-буро-малинового или бег с лаем в маске зайца. Это вовсе не поиск своего места в жизни, а нечто совсем другое. Видимо, так и будем ходить по кругу. Так что упомянутый мною старый как мир вопрос - философский или даже риторический.
Однако делать что-то надо. Карательных мер не предлагаю. Просто учить и увлекать детей чем-то полезным надо активнее и эффективнее. Как пел Высоцкий: «Если темы там возникнут – сразу снять. Бить не нужно, а не вникнут – разъяснять!».

Асхат Мечиев

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

22.11.2024 - 14:18

Возвращение

Частное мнение В ноябре исполнилось 130 лет Георгию Иванову – одному из моих самых любимых поэтов. Последний месяц осени на излёте, и я не мог не воспользоваться таким замечательным «информационным поводом»…

15.11.2024 - 12:08

25 лет на службе культуре КБР

В Государственной национальной библиотеке КБР им. Т.К. Мальбахова состоялось комплексное мероприятие, посвящённое 100-летию со дня рождения государственного и общественного деятеля Килостана (Константина) Касимовича Эфендиева.  

12.11.2024 - 12:35

Книжные юбилеи

Готовя материал о писателях, родившихся в ноябре, обнаружил интересную информацию о книжных юбилеях, которой хочу с вами поделиться. Рассмотрим их в хронологическом порядке. В этом году исполняется 535 лет путевым записям тверского купца Афанасия Никитина.

11.11.2024 - 17:42

Человек в футляре

В начале девяностых на российские экраны вышел художественный фильм «Завтрак с видом на Эльбрус» по одноименной повести Юрия Визбора. Съёмки картины проходили в Кабардино-Балкарии в Приэльбрусье.

11.11.2024 - 14:18

Оранжевое настроение уходящей осени

Ярко-оранжевый цвет главного декоративного и съедобного символа осени стал лейтмотивом двухдневного праздника, который организовал институт развития города «Платформа Нальчик». В минувшие выходные прошёл праздник тыквы «Оранжевое настроение».