Имя как синоним гармонии танца

В эти дни исполнилось бы 85 лет балетмейстеру, постановщику национальных танцев народов Кавказа Мухамеду Алакаеву. Без преувеличения можно утверждать, что его имя и образ стали олицетворением целой эпохи в культуре нашей республики. Имя этого легендарного артиста было синонимом красоты, лёгкости и гармонии танца не только в нашей республике, но и далеко за её пределами.
Он родился 5 августа 1939 года в Вольном Ауле, а сердце прославленного танцора перестало биться 4 сентября 2023 года. Пять лет назад Мухамед Хабалович приходил в редакцию «КБП» – мы готовили материал к его восьмидесятилетию. И покорил нас занимательными историями – он был удивительным рассказчиком. Воспоминания одного из лучших балетмейстеров Кабардино-Балкарии достойны того, чтобы войти в историю культуры нашей республики. 
Своё первое звание заслуженного артиста КБАССР он получил в далёком 1960 году, через восемь лет ему присвоили звание народного артиста КБАССР, а в 1970 году – звание заслуженного артиста РСФСР. Но всем этим наградам предшествовала огромная тяжёлая работа над совершенствованием, оттачиванием таланта, которым природа одарила его сполна. В 1952 году слишком юного танцора не решились взять в штат ансамбля песни и пляски, хоть ему и удалось удивить неординарными способностями руководителей коллектива. Но Мухамеду было всего тринадцать лет, об официальном оформлении и речи быть не могло. За мальчика заступилась Кураца Каширгова, считавшая, что такой одарённый парень необходим ансамблю. Директор Юрий Рыков уступил просьбе прославленной гармонистки, сказав: «Пусть танцует, репетирует, но на концертах не показывается!» Юный танцор поступил в ансамбль песни и пляски, ему назначили оклад, но на сцену до совершеннолетия юноша не выходил. Именно этот период для ансамбля стал началом его творческого роста.
Коллегами Мухамеда Алакаева были сорокалетние участники войны, он рос – они старели. И в один прекрасный день обнаружилось, что Алакаев – самый молодой артист в коллективе, к тому же умеющий крутить восемь пируэтов, чего уже не могли старшие. 
В 1957 году Мухамеду исполнилось 18 лет. Это был очень значимый год для нашей республики – широко отмечалось 400-летие присоединения Кабарды к России, мероприятия проходили и в Кабардино-Балкарии, и в Москве. В тот период в Кабардино-Балкарии было не так много профессиональных творческих коллективов, и все они были задействованы в празднованиях. Концерт в Колонном зале Дома Союзов стал первым ярким впечатлением в профессиональной карьере молодого танцора. Только они вернулись домой из Москвы, как вдогонку ансамблю прилетела телеграмма с вызовом: «Срочно ансамблю ехать на Всемирный фестиваль молодёжи и студентов». Не разобрав чемоданы, танцоры и музыканты снова отправились в путь. Ансамбль триумфально вернулся домой, став лауреатом Всесоюзного фестиваля советской молодёжи, VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов и Всесоюзного фестиваля театров, ансамблей и хоров. А вскоре ансамбль в полном составе (танцоры, музыканты, хоровая группа) выехал на свои первые зарубежные гастроли в Монгольской Народной Республике. Гастрольные дни пролетели незаметно, настало время отправляться в обратный путь, а М. Алакаеву пришлось задержаться по просьбе посла СССР в Монголии Вячеслава Молотова и его супруги Полины Жемчужиной. Он должен был вместе с монгольской балериной станцевать парный «Исламей». Этот яркий номер имел большой успех, а В. Молотов даже написал благодарственное письмо руководителю республики Тимборе Мальбахову. Такими удивительными подробностями пронизана вся биография артиста.
До 1977 года Мухамед Хабалович Алакаев солировал в Государственном ансамбле танца «Кабардинка», позже преподавал в детской студии национального танца при облсовпрофе, руководил ансамблем «Нальчанка», с которым участвовал во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1985 году, был художественным руководителем ансамбля «Чинар». Работал в домах культуры Баксана, преподавал танец в нальчикской школе № 14. Исполнительская техника танцевального искусства Мухамеда Алакаева на долгие годы стала концептуальной моделью для профессиональных артистов всего Кавказа. 
Анна АСАНОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

26.12.2024 - 14:40

Нестандартная «Снежная королева»

Перед Новым годом воспитанный Камин рассказывает волшебную сказку, помогая ему, Огонь и Ветер дуэтом читают, Белый Олень поёт с кавказским акцентом, а Маленькая Разбойница гоняет на байке.

24.12.2024 - 11:55

Зимняя сказка

В Москве прошла выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2024». Это главное событие в мире народного искусства, которое способствует взаимообогащению культур и укреплению дружеских связей между народами России. Организатором выступила ассоциация «Народные художественные промыслы России» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Торгово-Промышленной палаты России.

23.12.2024 - 14:55

«В жутких розочках»

Летом 2022 года в Нальчике прошёл международный кинофестиваль «Кабардино-Балкария - 100». В числе его почётных гостей была народная артистка России Светлана Немоляева. Она представляла дебютный фильм своей внучки Полины Лазаревой, в котором сыграла главную роль.

22.12.2024 - 19:36

Новые грани и возможности искусства

Свежий взгляд на театр, не разрушающий его сути, полная отдача на сцене и смелые эксперименты – актёры нынешнего поколения не боятся искать новые подходы к роли и необычные способы воплощения персонажа. Они оперируют своими эмоциями, живыми и искренними, и способны убедить зрителя в правдивости собственных переживаний на сцене.

19.12.2024 - 13:32

Брейнрот полный и окончательный

На днях по сети заплясал список самых модных слов года, пробудивший к жизни старый как мир спор между современными «западниками» и «славянофилами» и укрепивший меня в столь же старой мысли о том, что гуманитарные знания ещё сильнее потеснены с занимаемых позиций на пути к бесславной кончине. Впрочем, так ли всё безнадёжно?