Имя как синоним гармонии танца

В эти дни исполнилось бы 85 лет балетмейстеру, постановщику национальных танцев народов Кавказа Мухамеду Алакаеву. Без преувеличения можно утверждать, что его имя и образ стали олицетворением целой эпохи в культуре нашей республики. Имя этого легендарного артиста было синонимом красоты, лёгкости и гармонии танца не только в нашей республике, но и далеко за её пределами.
Он родился 5 августа 1939 года в Вольном Ауле, а сердце прославленного танцора перестало биться 4 сентября 2023 года. Пять лет назад Мухамед Хабалович приходил в редакцию «КБП» – мы готовили материал к его восьмидесятилетию. И покорил нас занимательными историями – он был удивительным рассказчиком. Воспоминания одного из лучших балетмейстеров Кабардино-Балкарии достойны того, чтобы войти в историю культуры нашей республики. 
Своё первое звание заслуженного артиста КБАССР он получил в далёком 1960 году, через восемь лет ему присвоили звание народного артиста КБАССР, а в 1970 году – звание заслуженного артиста РСФСР. Но всем этим наградам предшествовала огромная тяжёлая работа над совершенствованием, оттачиванием таланта, которым природа одарила его сполна. В 1952 году слишком юного танцора не решились взять в штат ансамбля песни и пляски, хоть ему и удалось удивить неординарными способностями руководителей коллектива. Но Мухамеду было всего тринадцать лет, об официальном оформлении и речи быть не могло. За мальчика заступилась Кураца Каширгова, считавшая, что такой одарённый парень необходим ансамблю. Директор Юрий Рыков уступил просьбе прославленной гармонистки, сказав: «Пусть танцует, репетирует, но на концертах не показывается!» Юный танцор поступил в ансамбль песни и пляски, ему назначили оклад, но на сцену до совершеннолетия юноша не выходил. Именно этот период для ансамбля стал началом его творческого роста.
Коллегами Мухамеда Алакаева были сорокалетние участники войны, он рос – они старели. И в один прекрасный день обнаружилось, что Алакаев – самый молодой артист в коллективе, к тому же умеющий крутить восемь пируэтов, чего уже не могли старшие. 
В 1957 году Мухамеду исполнилось 18 лет. Это был очень значимый год для нашей республики – широко отмечалось 400-летие присоединения Кабарды к России, мероприятия проходили и в Кабардино-Балкарии, и в Москве. В тот период в Кабардино-Балкарии было не так много профессиональных творческих коллективов, и все они были задействованы в празднованиях. Концерт в Колонном зале Дома Союзов стал первым ярким впечатлением в профессиональной карьере молодого танцора. Только они вернулись домой из Москвы, как вдогонку ансамблю прилетела телеграмма с вызовом: «Срочно ансамблю ехать на Всемирный фестиваль молодёжи и студентов». Не разобрав чемоданы, танцоры и музыканты снова отправились в путь. Ансамбль триумфально вернулся домой, став лауреатом Всесоюзного фестиваля советской молодёжи, VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов и Всесоюзного фестиваля театров, ансамблей и хоров. А вскоре ансамбль в полном составе (танцоры, музыканты, хоровая группа) выехал на свои первые зарубежные гастроли в Монгольской Народной Республике. Гастрольные дни пролетели незаметно, настало время отправляться в обратный путь, а М. Алакаеву пришлось задержаться по просьбе посла СССР в Монголии Вячеслава Молотова и его супруги Полины Жемчужиной. Он должен был вместе с монгольской балериной станцевать парный «Исламей». Этот яркий номер имел большой успех, а В. Молотов даже написал благодарственное письмо руководителю республики Тимборе Мальбахову. Такими удивительными подробностями пронизана вся биография артиста.
До 1977 года Мухамед Хабалович Алакаев солировал в Государственном ансамбле танца «Кабардинка», позже преподавал в детской студии национального танца при облсовпрофе, руководил ансамблем «Нальчанка», с которым участвовал во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1985 году, был художественным руководителем ансамбля «Чинар». Работал в домах культуры Баксана, преподавал танец в нальчикской школе № 14. Исполнительская техника танцевального искусства Мухамеда Алакаева на долгие годы стала концептуальной моделью для профессиональных артистов всего Кавказа. 
Анна АСАНОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

13.12.2025 - 10:56

«Разный»

К 90-летию со дня рождения Виктора Абаева

12.12.2025 - 17:50

Перезвон талантов

 В отделе искусств Государственной национальной библиотеки КБР им. Т.К. Мальбахова состоялась встреча из цикла «Перезвон талантов».

10.12.2025 - 18:41

Музей кийиза под открытым небом

В Тырныаузе появилась остановка-музей, преобразованная в современное экспозиционное пространство.

07.12.2025 - 09:02

В Нальчике назвали победителей всероссийской премии «440 герц»

Нальчик впервые принял эстафету всероссийской большой оркестровой премии «440 герц». Столицей премии и местом проведения итогового заседания жюри в этом году столица Кабардино-Балкарии стала не случайно – президентом премии в год её основания был дирижёр, народный артист СССР, лауреат двух государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки  и двух государственных премий РФ, кавалер ордена Ленина и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Юрий Темирканов, а в номинации «Дирижёр» Большой оркестровой премии в нынешнем году присвоено имя нашего земляка – как дань памяти и глубокого уважения к маэстро.

06.12.2025 - 09:40

Нартиада – эпический памятник адыгского народа

Вчера в Нальчике на площадке Кабардинского драматического театра имени А. Шогенцукова прошла научно-практическая конференция на тему «Адыгский нартский эпос – выдающийся памятник духовной культуры народа».