Верховный суд РФ рассмотрел дело Руслана Б., который оспорил иск бывшей супруги Елены О. об алиментах на двоих сыновей и определении места жительства детей с ней.
После расторжения брака дети 9 месяцев прожили в новой семье отца с детьми второй его супруги, пока Елена О. занималась покупкой жилья. В суде был рассмотрен акт обследования жилищно-бытовых условий Руслана Д. С новой женой Татьяной и четырьмя детьми (три мальчика и девочка) он живёт в двухкомнатной квартире. Елена О. тоже купила двухкомнатную квартиру. Органы соцзащиты посчитали, что место жительства сыновей можно определить с отцом. С ними согласилась первая судебная инстанция и апелляция. Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отменила эти решения, поскольку не были исследованы все фактические обстоятельства.
В материалах дела содержится заключение директора центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних Валентины А., из которого следует, что мальчики негативно относятся к отцу и его новой семье и жить с ними не хотят. Критически отнёсся ВС РФ к заключению органа соцзащиты, что выделенная Русланом Д. на троих мальчиков и девочку комната 12 квадратных метров отвечает санитарным нормам.
В Конвенции о правах ребёнка отмечено, что несовершеннолетнему, способному сформулировать свои собственные взгляды, должно быть обеспечено право свободно их выражать по всем вопросам, затрагивающим его интересы. Органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребёнка, достигшего возраста 10 лет. Мнение ребёнка, с кем из родителей он хочет жить, судьи не спросили. Это также отметил Верховный суд.
На новом рассмотрении дела учли результаты судебно-психологической экспертизы для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребёнка с каждым из родителей. А также узнали мнение старшего десятилетнего сына, который заявил, что он и брат хотят жить с матерью. Суд оставил детей с Еленой О.