При разрешении споров о взыскании неосновательного обогащения в связи с бездоговорным потреблением электрической энергии суду необходимо выяснять причины, по которым не был заключён договор в связи с заменой поставщика электрической энергии, с постановкой вопросов была ли доведена до потребителя информация о смене поставщика и соответствовали ли действия нового поставщика требованиям добросовестности.
На эти нормы закона указал Верховный суд РФ, рассмотревший иск электросетевой компания к Марине Л..
Дело дошло до судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. Он отметил, что на сетевой организации лежит обязанность удостовериться в том, что все потребители заключили в письменной форме договор, обеспечивающий продажу им электрической энергии. Судом установлено, что акт о неучтённом потреблении был составлен в отсутствие собственника жилья Марины Л., и при этом в нём указаны сведения об имевшем место уведомлении ей о времени и месте составления акта. Однако согласно идентификатору почтового отправления, уведомление получено после составления акта. Неверно определён и период бездоговорного пользования электроэнергией: электросетевая компания приняла на себя обязательства по снабжению многоквартирного дома электрической энергией на несколько месяцев позже. В акте указано, что произведён осмотр «нежилых помещений», без каких-либо идентифицирующих признаков, что отсутствие иных доказательств не свидетельствует о том, что были осмотрены помещения, принадлежащие именно Марине Л.
Заключение договора на технологическое присоединение многоквартирного дома и само технологическое присоединение произведены без участия Марины Л., которая продолжала платить ТСЖ по имеющимся приборам учёта. При таких обстоятельствах следовало определить соответствие действий сторон требованиям добросовестности, а также установить, кто из участников технологического присоединения многоквартирного дома к электрическим сетям должен был довести до потребителя информацию о смене поставщика электроэнергии, а также о необходимости заключить соответствующий договор и производить оплату новому поставщику. В удовлетворении исковых требований электросетевой компании о взыскании с Марины Л. неосновательного обогащения было отказано.