Предпочту природное слабоумие

Внутренний монолог

Никогда не думал, что напишу подобное, но, увы, вынужден сделать горькое признание - читать книги становится всё труднее. Не знаю, что этому виной, но подозреваю, что я просто заразился всеобщей чумой под названием «клиповое мышление». Вывод неприятный и, сделав его, я дал себе честное слово всё исправить. Осталось придумать, как это сделать. Потом я задумался - проблема ли это? И если проблема - то личная? Или всё же тут уместнее вспомнить Буншу из «Ивана Васильевича»: «Ошибаетесь, уважаемый, это дело общественное!»
Началось всё с того, что трудно стало читать бумажные книги. Времени мало, хранить их после покупки негде. На помощь пришли электронные, тем более что я очень удачно нарыл в сети сайт, частенько выкидывающий в доступ ссылки для скачивания самых новых произведений, причём в полном объёме, а не один несчастный ознакомительный фрагмент, как это часто бывает. Набредя на этот «остров сокровищ», я с азартом дорвавшегося до пирожных обжоры накачал с него новинок, причём таких, что сегодня стоят в книжных магазинах в числе лидеров всех мыслимых и немыслимых рейтингов с ценником, сами понимаете, каким. Набрав всего, до чего смог дотянуться, я решил, что лучше всего будет теперь садиться где-нибудь на свежем воздухе и что-нибудь свежее же почитывать. И вот тут меня и настигла вышеописанная проблема: я с удивлением обнаружил, что у меня получается прочесть страницу-другую, после чего настигает какое-то странное ощущение. Не знаю, как его толком описать. В общем, начинает тянуть открыть следующую новинку, а потом ещё одну, а потом ещё. В итоге я до сих пор не дочитал ровным счётом ничего из скачанного. Сначала меня это позабавило. Но, посчитав, сколько у меня в телефоне книг, я немного оторопел. Так вот: их там на настоящий момент насчитывается... восемьдесят штук! Я чуть со стула не упал, когда посчитал.
Причины, по которым люди бросают читать, многочисленны. Кто-то, как я уже сказал, не успевает. У кого-то есть, на что потратить деньги помимо книг, учитывая, сколько они сегодня стоят. Хорошо на эту тему высказался персонаж «Иного неба» Андрея Лазарчука, который «мечтал выйти утром на веранду или на плоскую крышу, сесть в плетёное кресло, взять в руки книгу – не какую-то конкретную, а просто очень хорошую книгу – и читать медленно, с наслаждением, потягивая чай из тонкой, нежной, как розовый лепесток, чашки, и тихая японочка или кореяночка, неслышно подходя, будет наполнять эту чашку... никогда этого не получалось, хотя и японочки, и кореяночки были, но вместо чая пили коньяк, а до книг так и не доходило совсем».
Дошло до того, что я начал даже немного завидовать людям, не читающим ранее и не собирающимся начинать. Вроде моего младшего брата. Или одного коллеги с телевидения, который однажды на полном серьёзе спрашивал меня, что я в этом нахожу. Вот он, мол, тоже честно пробовал, но бросил после пары попыток. Правда, какие книги он пробовал читать, коллега не мог вспомнить ни за какие коврижки. Подозреваю, что это и была причина, почему он так и не смог. Мой брат, кстати, отвечал на вопрос о нелюбви к чтению следующим образом: «Когда я читаю, у меня зубы чешутся!». Судя по всему, это ощущение преследует его до сих пор.
Впрочем, читать или не читать - дело личное. Не хотят - пусть их. Но вот мои однокурсницы по филфаку КБГУ умудрялись на выпускных курсах делать по три десятка ошибок в диктанте. Почему? Потому что не читали.
Я о другом. Это что получается: книги, которые я раньше читал запоем, которые я покупал, стоило в кармане завестись свободной сумме, и которые я готов был таскать из библиотеки день и ночь вдруг стали мне не нужны?! А ведь там и свежайший «Синдром отката» Нила Стивенсона (с его же несколько более ранним «Анафемом»), и «Платформа» Роджера Леви, и «Проект «Аве Мария», и «Ящик Скиннера». Да и старенького там хватает, вроде «Гипериона» Симмонса, до которого у меня руки не доходят уже лет пятнадцать. Как же так? Но ведь книжные обзоры я по-прежнему читаю, после чего исправно лезу на найденный сайт-благодетель, чтобы скачать что-нибудь новенькое и благополучно его потом забросить. Следовательно, причина тут не в исчезновении любви к чтению. Что же тогда?
Думал я долго. Минут пятнадцать. Ровно до того момента, как поймал себя на том, что зачем-то лезу в карман. И оказалось, что это «что-то» - сотовый, чума на его операционку, телефон. Тот самый, с которого у меня не получается читать. Так, может, в нём, заразе, и всё дело?
Однако одно в нём, несомненно, хорошо: вся нужная информация под рукой. Как говорил персонаж одного российского сериала: «Бесовское изобретение Интернет, но - полезное!». Так вот там и сказано, что мы теперь больны новым видом сознания, при котором человек воспринимает информацию через короткие форматы и яркие образы и способен быстро переключаться с одной информации на другую из-за поверхностного погружения в её суть. Принято считать, что при клиповом мышлении мозг воспринимает информацию фрагментарно и небольшими порциями. Этому виду сознания приписывают самые разные симптомы и свойства — рассеянность внимания и концентрации, неспособность строить логические связи, неумение воспринимать большие объёмы данных. Проще говоря, клиповое мышление — это когда люди легко воспринимают короткую текстовую новость в интернете, а вот роман Достоевского без усилий прочитать уже не могут. В общем, ничего хорошего. Хотя там и польза есть. Но меня настигло как раз его отрицательное свойство: оказывается, если вы используете телефон только для того, чтобы (прости, господи) скроллить ленту соцсетей, то да, таким образом клиповое мышление прогрессирует. Если же для вас он — источник полезной информации (например, многие используют смартфон для чтения книг или онлайн-обучения), то ваше мышление в безопасности. Между прочим, исследований на эту тему немного. Если кому интересно, что этот термин не имеет отношения к нейронаукам. В конце XX века канадский философ Маршалл Маклюэн и американский футуролог Элвин Тоффлер отдельно друг от друга рассуждали о клиповой культуре. Оба писали о том, как новые форматы медиа и средства коммуникации влияют на культуру и общество. При этом они не изучали процессы, происходящие внутри человеческого мозга.
В 2014 году философ и публицист Фёдор Гиренок описал клиповое мышление как тип сознания, которому свойственны языковой минимализм, обращение не к опыту, а к воображению, и быстрота мыслительных процессов. Нейробиологических или психологических исследований, доказывающих, что клиповое мышление — это действительно тип мышления и определённый психический процесс, нет. Существуют разные классификации типов мышления, но ни в одной из них вы не встретите клипового. Тем не менее этот феномен надёжно закрепился в культуре. Он стал обобщающей метафорой для всех последствий, к которым может привести влияние массмедиа и социальных сетей, и действительно может кое-что рассказать о том, как современный человек воспринимает информацию (данные сайта skillbox.ru). Главное тут, впрочем, как мне кажется, понятно - не надо путать телефон с мозгами. А то цифровое слабоумие настигнет. Как почти настигло меня. Но я решил, что обойдусь, если придётся, обычным, природным. Надеюсь, ещё не поздно.
 

 

Асхат Мечиев

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

26.12.2024 - 14:40

Нестандартная «Снежная королева»

Перед Новым годом воспитанный Камин рассказывает волшебную сказку, помогая ему, Огонь и Ветер дуэтом читают, Белый Олень поёт с кавказским акцентом, а Маленькая Разбойница гоняет на байке.

24.12.2024 - 11:55

Зимняя сказка

В Москве прошла выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2024». Это главное событие в мире народного искусства, которое способствует взаимообогащению культур и укреплению дружеских связей между народами России. Организатором выступила ассоциация «Народные художественные промыслы России» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Торгово-Промышленной палаты России.

23.12.2024 - 14:55

«В жутких розочках»

Летом 2022 года в Нальчике прошёл международный кинофестиваль «Кабардино-Балкария - 100». В числе его почётных гостей была народная артистка России Светлана Немоляева. Она представляла дебютный фильм своей внучки Полины Лазаревой, в котором сыграла главную роль.

22.12.2024 - 19:36

Новые грани и возможности искусства

Свежий взгляд на театр, не разрушающий его сути, полная отдача на сцене и смелые эксперименты – актёры нынешнего поколения не боятся искать новые подходы к роли и необычные способы воплощения персонажа. Они оперируют своими эмоциями, живыми и искренними, и способны убедить зрителя в правдивости собственных переживаний на сцене.

19.12.2024 - 13:32

Брейнрот полный и окончательный

На днях по сети заплясал список самых модных слов года, пробудивший к жизни старый как мир спор между современными «западниками» и «славянофилами» и укрепивший меня в столь же старой мысли о том, что гуманитарные знания ещё сильнее потеснены с занимаемых позиций на пути к бесславной кончине. Впрочем, так ли всё безнадёжно?