Между администрацией муниципального образования и Евгенией К. заключён договор аренды земельного участка с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Евгения К. переуступила свои права и обязанности по этому договору Дмитрию Э. Когда он обратился для государственной регистрации договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды в регистрирующий орган, представив дополнительно к договору уведомление администрации муниципального образования о передаче прав и обязанностей, ему отказали.
Уведомлением уполномоченного органа Дмитрию Э. сообщили о приостановлении государственной регистрации права в отношении земельного участка в связи с отсутствием согласия арендодателя в лице муниципального образования на передачу третьему лицу права аренды в отношении земельного участка. Тогда мужчина обратился в суд, чтобы признать незаконным отказ в государственной регистрации, ссылаясь на то, что согласие арендодателя на передачу третьему лицу права аренды не является обязательным, поскольку первоначальный договор аренды заключён на срок более 5 лет.
Дело дошло до Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ. В суде было отмечено, что статья 22 Земельного кодекса РФ предусматривает право арендатора земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон, передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу, в том числе отдавать арендные права земельного участка в залог и вносить их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевых взносов в производственный кооператив, передавать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления. ВС РФ указал также на пункт 9 статьи 22 ГК РФ, которым предусмотрено, что при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем 5 лет арендатор имеет право передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу, в том числе без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Также в решении ВС РФ указывалось: арендодатель не вправе предусматривать в договоре условий, по которым арендатор может передавать свои права и обязанности третьему лицу только после получения на это согласия от него. При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации.