Признание брака недействительным не является безусловным основанием для прекращения у добросовестного супруга как члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма право пользования жилым помещением. На это требование закона указал Верховный суд РФ, рассмотрев дело администрации города, которая обратилась в суд с иском к Галине П. о её выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учёта.
Галина П. по договору социального найма зарегистрирована в качестве члена семьи Николая П. Решением суда брак между ними признан недействительным, поскольку Николай П. не был разведён с первой женой. После смерти Николая П. администрация решила освободить квартиру от второй супруги, указывая на факт незаконности брака. Галина П. обратилась со встречным иском к администрации города о признании её членом семьи нанимателя, возложении обязанностей заключить с ней договор социального найма, признании незаконным отказа в заключении договора социального найма. Более 14 лет она жила и зарегистрирована в этой квартире, куда была вселена в качестве супруги нанимателя Николая П. Брак был зарегистрирован, о наличии у супруга другой жены она не подозревала.
Вела с ним общее хозяйство, несла совместные расходы. После его смерти она продолжает жить в квартире, так как другого жилья у неё нет.
Дело дошло до Верховного суда РФ. Он указал на часть 4 статьи 69 ЖК РФ, в соответствии с которой если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. ВС РФ ссылался на разъяснения пленума Верховного суда: под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным, прекращение ведения общего хозяйства. Таким образом, подводил итог ВС РФ, признание брака недействительным не является безусловным основанием для прекращения возникшего у добросовестного супруга как члена семьи нанимателя права пользования жилым помещением и признании его не приобрётшим это право.
На новом слушании дела в удовлетворении требований администрации города о выселении Галины П. без предоставления другого жилого помещения отказано. Она осталась жить в квартире и с ней заключили договор социального найма жилья.