В Кабардино-Балкарском научном центре РАН внедрён проект «Виртуальный музей», позволяющий ознакомиться с археологическими находками в цифровом формате.
– Проект «Виртуальный музей» – это онлайн-ресурс, размещённый на сайте нашего центра, где выложены объёмные проекции ряда экспонатов Национального музея КБР с подробным описанием, а в самом скором времени к ним добавятся и экспонаты Государственного исторического музея в Москве, – рассказывает врио заместителя председателя КБНЦ РАН по инновационному развитию Мурат Анчёков.
По его словам, главная цель проекта – сделать экспонаты музеев доступнее как для профессионалов, так и для рядовых посетителей:
– Работники обычных музеев одновременно могут показать лишь пять процентов того, что есть у них в запасниках: в музеях часто не хватает выставочных площадей. Кроме того, каждый экспонат необходимо правильно разместить. Имеется ряд других сложностей. Словом, это очень трудоёмкая работа. Посетители часто не имеют физической возможности побывать в музее, если находятся, скажем, далеко или имеют проблемы со здоровьем. В «Виртуальном музее» у них этих проблем не будет.
«Виртуальный музей» позволяет решить и проблему, возникающую при организации выездных выставок:
– По закону такие выставки должны быть организованы только в тех местах, где имеются условия, соответствующие условиям музея, вплоть до температуры. Это не всегда реально организовать. Наш проект даёт возможность посмотреть экспонат в любом месте, что очень полезно для популяризации науки. Ведь не секрет, что школьники часто воспринимают поход в музей как нечто скучное и неинтересное. Мы же можем доставить музей прямо к ним. Ещё один плюс проекта: в обычном музее к экспонатам не разрешается прикасаться. Мы же воплотили наши виртуальные экспонаты в реальности на 3D-принтере, изготовив их точные копии, которые можно подержать в руках.
Что касается профессионалов, то для них проект расширяет исследовательские возможности:
– Часто перед исследователем встаёт необходимость сравнить несколько археологических элементов, которые находятся в разных местах. С нашим музеем эта задача упрощается. Кроме того, ранее все элементы после находок зарисовывались археологами от руки. Нетрудно догадаться, что это было чревато погрешностями. Фотографии тоже проблемы не решают, поскольку они двухмерные. С доступом к нашим трёхмерным моделям эта задача также упрощается.
Ещё одна возможность, открывающаяся перед профессионалом:
– Можно сделать объёмные проекции не только отдельных находок, но и всего процесса раскопок целиком. Есть такой нюанс в археологической работе: идут, скажем, раскопки захоронения, в ходе которых исследуемый памятник сильно повреждается. Повреждённые элементы уже не восстановить. Между тем может возникнуть необходимость исследовать какие-то из них повторно, что невозможно, поскольку они уже утрачены. Мы же можем ежедневно в виртуальной реальности воссоздавать весь ландшафт раскопок со всеми элементами и показывать его исследователю, если будет такая необходимость. Все элементы исследуемого объекта вместе с окружающим пейзажем можно будет увеличивать и приближать по мере необходимости, разглядывая до мельчайших подробностей. Получится нечто вроде видеоигры.
Посетить «Виртуальный музей» можно на сайте КБНЦ РАН. Можно выйти через специальное приложение в телефоне. Однако самое интересное – осматривать виртуальные экспонаты через так называемые «очки дополнительной реальности». Они напоминают те, что используются в парках аттракционов, только не закрывают от зрителя реальный мир полностью. Если загрузить «Виртуальный музей» в такие очки, то его экспонаты как бы «повиснут» в воздухе перед зрителем, их можно будет даже обойти кругом.
– Мы однажды показывали наше нововведение школьникам, так они даже в очередь выстраивались, чтобы посмотреть, – рассказывает Мурат Анчёков. – Пока такие очки редкость, не все могут их себе позволить. Но со временем они распространятся. Мобильные телефоны тоже когда-то были редкостью.
По его словам, технически процесс загрузки экспонатов в «Виртуальный музей» выглядит так:
– Предметы делятся на три группы в зависимости от размеров – небольшие, средние, крупные. Небольшие закрепляются в трёхмерном сканере, который сканирует экспонат с точностью до микрона. Затем полученные данные загружаются в компьютер, где воссоздаются в виде цифровой модели. Так получается виртуальный экспонат, копирующий оригинал во всех подробностях. Средняя модель получается аналогичным способом, либо, если размеры не позволяют закрепить оригинал в сканере, то он фотографируется во всех подробностях, затем создаётся компьютерная модель. Крупные объекты создаются только на основе серии фотографий. Так можно виртуализировать целые залы в музеях, потом загружать их в компьютер, телефон или очки.
Виртуализация музеев сегодня становится общемировой тенденцией: «Выставочную деятельность необходимо организовывать по-новому, – продолжает Мурат. – Мы однажды решили отсканировать нашу коллекцию и коллекцию Нацмузея. Обсуждая детали, пришли к идее создания «Виртуального музея». Виртуализация существенно расширит горизонты для туризма. Например, можно сделать что-то вроде ленты с экспозициями самых знаменитых музеев мира: из Государственного исторического музея в следующем зале попадаешь в Лувр. Можно настроить «Виртуальный музей» так, что, проходя мимо какого-либо исторического места или объекта в нашем городе, ты получаешь уведомление на телефон и можешь тут же ознакомиться с информацией о нём. Республика таит в этом плане массу возможностей. Ведь одно дело, например, когда какую-либо битву тебе описывает гид, и совсем другое – наблюдать её в виртуальной реальности.
Пока в «Виртуальном музее» тридцать экспонатов. Это наконечники стрел и украшения. В скором времени к ним добавится керамика. В дальнейшем КБНЦ РАН подпишет договор с Государственным историческим музеем, и «Виртуальный музей» пополнится новой коллекцией.