13 сентября - День компьютерщика и программиста, поэтому «КБП» беседует с представителем одной из самых дефицитных специальностей этой важнейшей и загадочной для многих профессии. Наш собеседник - backend-разработчик КБНЦ РАН Абдурахман Айран.
- Первый же вопрос, возникающий у далёкого от темы обывателя: чем занимается backend-разработчик?
- Это специалист, который разрабатывает серверное программное обеспечение для сервисов, чтобы клиент мог получить нужную ему информацию. Если попробовать провести параллель, то это можно сравнить с услугами почты: человек предъявляет документы и номер посылки, а сотрудник почты проверяет их и посылку выдаёт. Вот сотрудник почты и будет такой backend-программой, а посылка - информацией, которую получает клиент. Специальность на самом деле важная, потому что цифровизация во всех сферах продолжается и важно иметь отдельную группу работников для решения подобных задач, иначе выходит затратно и неэффективно.
- Этому учат или надо постигать тонкости профессии самому?
- Учат, но потом приходится учиться и самому. Существуют курсы backend-программистов в интернете. Я лично эту специальность полностью освоил сам, уже после того, как получил базовое образование. Сегодня мне помогает то обстоятельство, что в нашем центре есть, во-первых, все условия, во-вторых, здесь постоянно повышается сложность задач, что также способствует тому, чтобы ты обучался.
В вузах, как правило, такого направления подготовки нет, что мне кажется проблемой, из-за которой сегодня возник некий перекос: специалисты хорошего уровня есть, просто среди них не хватает именно хорошего уровня разработчиков. Причина, на мой взгляд – пробел в системе образования, которое попросту не всегда успевает за реальностью. Я, например, во время учёбы сталкивался с тем, что то, что нам преподавали, считались уже устаревшими. И это признавалось всеми. Решение видится в том, чтобы переформатировать систему обучения. Правда, пока не могу сказать, как это можно было бы сделать. Вторая проблема, пожалуй,– это отток специалистов за рубеж. Насколько я знаю, государство эту проблему решает.
- А технически эта специальность сложнее других?
- Технически это более сложное направление, чем, скажем, frontend, которая занимается разработкой сайтов, приложений. Там всё проще, потому что в backend надо работать с собственноручно написанным программным обеспечением, необходимо уметь работать с различными сторонними продуктами, с помощью которых можно организовать работу всего ПО в целом. Ведь архитектура приложений бывает разная. Такой специфики во frontend-разработке нет. Оттого она и проще, и дефицита кадров в ней меньше.
- Чтобы выучиться на программиста, лучше быть «технарём» или «гуманитарием»?
- Думаю, нет разницы. Есть, конечно, люди нерасположенные к этому, как и в любой сфере. Больше, думаю, зависит от того, насколько тебе самому интересно. То есть, как и везде, - было бы желание.
- Не бывает иногда смешно смотреть на людей, которые полные профаны в компьютерах? Например, из тех поколений, кому не посчастливилось расти в интернет-эпоху и которые не понимают половины сказанных программистом слов?
- Тут всё зависит от личного отношения каждого человека к происходящему. Когда ты молодой, то, конечно, многое видится смешным. Но с возрастом учишься ставить себя на место других и даже представлять себя в будущем, когда устареет уже то, чему учили тебя, и ты сам рискуешь оказаться в роли объекта чьих-то насмешек. Поэтому лично я отношусь к таким вещам снисходительно. Самая смешная просьба о помощи, которая лично мне поступала, относилась к работе с текстом - то есть к элементарной компьютерной грамотности, которая должна быть у всех.
- Есть ещё стереотип, что программист - человек слегка «не от мира сего», живущий в некой параллельной реальности.
- Такие есть, не отрицаю. Но фанатики есть в любой профессии. Я допускаю, что процент таких среди айтишников может быть больше, но в целом, думаю, количество примерно одинаковое. Люди разные, и это правило распространяется и на айтишников тоже.
- То есть День компьютерщика 13 сентября как-то по-особому тоже не празднуете?
- Мы можем друг друга поздравить, но специальных мероприятий не проводим.
- А такая современная напасть, как «клиповое мышление» вам не сильнее прочих свойственна?
- Поскольку это результат переизбытка информации, а он влияет на всех людей, то – нет, не свойственен. Во всяком случае, не сильнее, чем у остальных. То, что мы ближе к компьютерам, никак не вредит в этом плане. Как, кстати, и наоборот - не помогает. Мы так же можем быть одурачены СМИ, фейковыми новостями. Да, мозг программиста заряжен на достаточно специфические действия, но написание каких-либо программ не даёт способности анализировать информацию. Это разные навыки.
- Сейчас много говорят про искусственный интеллект, в том числе часто им пугают. Что думают на этот счёт в вашей профессиональной среде?
- Да, прогнозы разные, вплоть до самых пессимистичных, что мы якобы станем чуть ли не питомцами для него. Однозначной оценки дать не могу, но думаю, что он может дать человеку очень много. Просматриваются два сценария: по первому он сам разрастётся и станет править бал, а мы будем где-то на обочине развития. Второй сценарий, который, кстати, тоже вполне вероятен - что ИИ и человек объединятся в виде некого киборга. Видели проект Илона Маска «Neuralink»? Он как раз про это, есть уже успешные операции по вживлению. Тут 50 на 50: какой из этих двух вариантов, развивающихся параллельно друг другу, выстрелит раньше. В нашем научном центре также ведутся разработки системы общего искусственного интеллекта, который основан на мультиагентной архитектуре, когда нейроны сами по себе являются агентами. Это не нейросеть, а именно общий ИИ. В этом его инновационность.
- Каково будущее профессии?
- Думаю, что развитие будет, но со временем оно стабилизируется и IT будет стоять наравне с остальными гуманитарными науками. Рынок насытится специалистами. Вопрос только в том, когда именно это произойдёт. Ну и, возвращаясь к теме искусственного интеллекта, непонятно, насколько живые программисты будут востребованы в будущем. При втором сценарии они не нужны будут в принципе. Многие, кстати, так и считают.
- А такой фактор, как санкции?
- Насколько я знаю, так или иначе импортозамещение происходит. Что касается компьютерного «железа», то имеются разработки «Байкал», «Эльбрус». Поэтому в плане аппаратного обеспечения есть шансы, что мы не заметим санкций. Насчёт программного обеспечения пока не могу быть уверен, потому что операционные системы, которые разрабатываются, используют западные модули. Например, та же пресловутая РЕД ОС или Astra Linux, которые всё равно используют Linux, который был разработан финским программистом. В общем, по поводу ПО я лично несколько более пессимистичен.
- Обычным людям надо как-то восполнять пробелы в компьютерной грамотности, если они хотят быть современными? И справятся ли такие?
- Думаю, если есть желание, то всегда можно это освоить. Материалов много, нужна только практика и частые попытки применить это в жизни.