Два по сто – в одну посуду…

В 1958 году на советские экраны вышел фильм «Лавина с гор», повествующий о борьбе за советскую власть на Северном Кавказе.
Картину поставил московский режиссёр Василий Журавлев. После премьеры он получил звание народного артиста Кабардино-Балкарии. Над сценарием работали Алим Кешоков и Владимир Крепс. Для кабардинского поэта это был первый опыт, связанный с кинематографом. В фильме снимались столичные и местные актёры: Александр Шворин, Гурген Тонунц, Юрий Дубровин, Лев Золотухин, Георгий Черноволенко, Андрей Файт, Александр Хвыля, Барасби Мулаев, Куна Дышекова, Хакуца Карданова, Пшизаби Мисостишхов, Башир Сонов.
В газетах о «Лавине с гор» писали положительные отзывы. Журналисты хвалили музыку Вано Мурадели, отмечали лихо закрученный сюжет и восхищались красотой местной природы. Съёмки проходили в Приэльбрусье, Черекском ущелье и в родовом квартале Кулиевых в Эльтюбю.
Фильм был политически грамотен и идеологически выверен. Весна 1917 года. Солдаты бывшей Дикой дивизии возвращаются в свои аулы. Анзор, стремянный князя Наурбека, командира Кабардинского полка, застаёт дома нищету и разорение. Его мать и многие другие односельчане попали в кабалу к княгине Жансурат. Анзор отправляется к князю и просит вернуть ему землю, ведь он заслонял Наурбека в бою от вражеских пуль. Получив горстку пшена, Анзор возвращается домой. Последующие встречи с большевиками Кантемиром и Машуко, а затем и самим Кировым, убеждают его в необходимости борьбы с князьями. Вскоре во главе отряда бывших солдат Кабардинского полка Анзор сражается на стороне большевиков.
Александр Леопольдович Хвыля сыграл в фильме Бату. Персонаж получился не очень приятным, но зато убедительным. Хвыля был талантливым актёром и снялся без малого в ста фильмах.  В его фильмографии Семён Будённый и Александр Пархоменко, Тарас Бульба и капитан Гулль из «Пятнадцатилетнего капитана», казак Чуб из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и отец Ферапонт из «Братьев Карамазовых». Секретари райкомов и петлюровцы, оборотни и кулаки, пираты и директора трестов –в  любой роли Хвыля был органичным и запоминающимся. Зритель хорошо знал его по эпизоду в кинофильме «Королева бензоколонки». Актёр сыграл священника, отставшего от своего автобуса. Хрущевская борьба с религией была в самом разгаре, и персонаж Хвыли получился сатирическим, хотя и симпатичным: «Два по сто в одну посуду: к полумерам не привык».
Будущий артист родился 2 июля 1905 года в селе Александро-Шультино на Украине в семье Брессем, имевшей шведские корни. Отец работал механиком-машинистом и умер, когда Саше было всего два года. Пятерых детей воспитывала мать. Александр окончил церковно-приходскую школу, железнодорожное училище и работал на Южной железной дороге. Позднее он взял себе фамилию Хвыля, что в переводе на русский означает «волна».
В 1922 году Александр окончил драматическую студию им. В.В. Воровского. А в 30-е годы служил актёром Харьковского театра имени Тараса Шевченко. Человек он был весёлый, и о нём ходило немало баек. Однажды актёр играл в спектакле, но его персонаж выходил на сцену только в начале и в конце. Хвыля поспорил с коллегами, что за время спектакля, съест целую голову голландского сыра. Условия пари позволяли ему запивать его неограниченным количеством пива. Спор Александр Леопольдович выиграл, но к финалу изрядно набрался.  За эту проделку ему объявили выговор и на время отстранили от спектаклей.
Хвыля дебютировал в кино в роли Устима Кармалюка в одноимённом фильме. Снимался в знаменитой картине Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Александр сыграл роль подпольщика Шульги, но сцены с его участием были вырезали после замечания Сталина.
В Украинской ССР его карьера складывалась удачно. Хвыля был ведущим актёром театра и часто снимался в кино. Лучшие режиссёры, в том числе Александр Довженко, доверяли ему самые сложные и интересные роли. Однако вместе со славой пришла и вечная спутница профессионального успеха — зависть. В органы стали поступать доносы. Авторы возмущались, что актер со шведскими корнями играет роли национальных героев и советских военачальников. Хвыля вынужден был переехать в Москву. Ходили слухи, что причиной его переезда стал роман с известной актрисой, которая состояла в связи с каким-то важным государственным чиновником. Узнав об измене любимой, он решил отомстить сопернику. Воспользовавшись своим влиянием, ревнивец закрыл Хвыле вход в кинематограф, его перестали снимать.
В Москве творческая судьба актёра сложилась не менее удачно. Он много снимался, был занят практически во всех сказках Александра Роу. После фильма «Морозко» Хвыля пятнадцать лет считался главным Дедом Морозом страны. В этой роли он выступал на Кремлевских ёлках.
В последние годы заслуженный и народный артист РСФСР Александр Хвыля тяжело болел. Он скончался 17 октября 1976 года в Москве на 72-м году жизни.
 

 

Эдуард Битиров

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

17.09.2024 - 13:22

Комедия для детей и взрослых

В Театре юного зрителя долгожданная премьера - спектакль «Вождь краснокожих».

16.09.2024 - 11:41

В КБР открыли первый виртуальный концертный зал

В Центральной городской библиотеке Нальчика состоялось торжественное открытие виртуального концертного зала по федеральному проекту «Цифровая культура» нацпроекта «Культура». Это событие стало значимым шагом в развитии культурной жизни региона, предоставляя жителям уникальную возможность наслаждаться концертами и культурными мероприятиями в режиме онлайн.

15.09.2024 - 21:33

Кабардинские арджэны, балкарские кийизы

На Кавказе народные промыслы и ремёсла – это и культурное наследие, и источник дохода для многих людей. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение, и каждый ремесленник вкладывает в своё уникальное изделие душу.

14.09.2024 - 16:04

Белое проклятье

Фильм с таким названием вышел на советские экраны в 1987 году. Съёмки картины проходили в Кабардино-Балкарии, которая издавна привлекала отечественных кинематографистов.

13.09.2024 - 15:27

Бумажные или электронные?

Новые технологии прочно вошли в нашу жизнь, вытеснив многие привычные вещи. Поговаривают, что и бумажные книги совсем скоро канут в Лету, уступив место своим цифровым копиям.