Кабардинские арджэны, балкарские кийизы

На Кавказе народные промыслы и ремёсла – это и культурное наследие, и источник дохода для многих людей. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение, и каждый ремесленник вкладывает в своё уникальное изделие душу.
Золотная вышивка, плетение, гончарное мастерство, ковроткачество – мастера этих ремёсел умело используют традиционные методы и техники, передаваемые из поколения в поколение, и создают удивительные произведения искусства.
Когда-то циновки-арджэны были в каждом адыгском доме. Ими утепляли полы, украшали стены, стелили на постель, преподносили в качестве подарка. Малыши делали на циновке первые шаги, старцы молились. Арджэнами покрывали сиденье старшего в доме, на них ставили невесту при первой встрече со свекровью, по древнему обряду циновка сопровождала человека в последний путь. Мастерицы подбирали для арджэнов поэтичные названия орнаментов: «путы стреноженного коня», «гусиное крыло», «гребешок петуха», «хвост утки» и даже «след сабельного удара». Плели циновки и с геометрическим узором. А порой рисунок носил не столько эстетический, сколько магический характер. К примеру, культовое значение придавалось арджэнам с изображением дерева.


Мастерство изготовления циновок передавалось по женской линии. Наставницами девочек были матери, тёти, старшие сёстры, кормилицы. Техника изготовления, на первый взгляд, проста: на специальный деревянный станок натягивали тонкие конопляные нити для основы, между ними пропускали поперечную нить из стеблей камыша. Девочки заготавливали материал для будущего шедевра или помогали наладить станок. В процессе работы они под руководством опытной мастерицы, которая начинала плетение, пропускали между продольными нитями поперечные и уплотняли их с помощью специальных приспособлений. Это считалось простейшим способом плетения, на нём девочки учились ткать, особо не думая об изображении и орнаментах. И только освоив эту простую работу, начинали придумывать геометрические узоры, которые изображали стилизованные остроконечные курганы, вспаханное поле, разрезанное лентами дорог, и другие виды, окружавшие мастериц с детства.
Циновки делают, конечно, не только в Кабардино-Балкарии, но и в других районах Кавказа, а также в Средней Азии, странах Балтии, на Дальнем Востоке. Везде своя технология плетения, материал, изобразительные средства, но изделия здешних умелиц с давних времён известны во всех уголках земного шара, об их красоте и функциональности в разные времена упоминали путешественники. Так одна из циновок кабардинской мастерицы Евазовой из села Арик находится в постоянной экспозиции Британского музея в Лондоне.
Не менее красивы и самобытны традиционные балкарские войлочные ковры – кийизы. Они бывают нескольких видов – очень тонкий настенный бичген кийиз, более плотный ала кийиз, который используется как на полу, так и на стенах, мозаичный жыйгъыч кийиз. Национальные войлочные ковры, как правило, делали из овечьей шерсти осенней стрижки, которая была немного клейкой и хорошо сваливалась. Они отличались высокой прочностью, плотностью и однородностью фактуры. 


Кийизы были обязательным атрибутом многих национальных обрядов, свадеб и похорон. Они попадали в дом жениха с приданым невесты, и по их качеству судили и о трудолюбии самой девушки, и о благополучии и достатке в её семье. В давние времена мастерицам был известен способ добывания красителей – так оранжевый краситель делали из корней барбариса, а с помощью отвара коры дуба и ольхи придавали более глубокий, насыщенный оттенок чёрной шерсти. 
В Верхней Балкарии живёт потомственная мастерица Канидат Цраева (на снимке), которая уже много лет занимается валянием кийизов, бурок, изготовлением национальных платков, сама красит шерсть, придумывает модели и узоры. Три года назад Канидат Мухадиновне присвоили звание народного мастера России. Изделия мастерицы известны далеко за пределами нашей республики, неоднократно к ней обращались с заказами, среди которых были и весьма необычные, к примеру, – бурка на три человеческих роста для одного из шоу Вячеслава Полунина. Этот заказ Канидат Цраева выполнила почти тридцать лет назад.

 

Анна АСАНОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

29.01.2025 - 13:50

Новые горизонты в музыкальной индустрии

Министерство по делам молодёжи расширяет аудиторию партнёров и друзей - в Доме молодёжи прошла пресс-конференция команды «Молодёжки 07» и представителей музыкального издательства «Звук М» с участием молодых представителей творческого сообщества республики.

29.01.2025 - 12:41

«Медный ангел»

Фильм с таким названием вышел на советские экраны в 1984 году. Его съёмки проходили в Кабардино-Балкарии, и благодаря этому в нашей республике побывало целое созвездие талантливых артистов. В картине снимались Анатолий Кузнецов, Ирина Шевчук, Валентин Смирнитский, Леонид Ярмольник, Леонид Куравлёв, Николай Ерёменко-младший, Арчил Гомиашвили.

28.01.2025 - 16:09

Звучит бессмертный Мендельсон

 Министерство культуры КБР совместно с Кабардино-Балкарской государственной филармонией имени Б. Х. Темирканова приглашает нальчан и жителей города на концерт симфонического оркестра, который состоится 31 января в Государственном киноконцертном зале.

26.01.2025 - 13:32

У нас есть андеграунд, а у вас?

«Музыка из Кабардино-Балкарии» – это словосочетание обычно вызывает ассоциации с традиционными народными мотивами или яркой эстрадой. У неискушённого слушателя может сложиться впечатление, что этими двумя направлениями музыкальная культура исчерпывается. Но то, что такая музыка популярна, не означает, что в КБР больше нет других направлений.

23.01.2025 - 14:12

Памяти Сараби Мафедзева

90-летию со дня рождения писателя, историка, этнографа Сараби Мафедзева было посвящено клубное заседание «Гум и макъ» для любителей кабардинского языка и литературы, прошедшее в отделе национальной и краеведческой литературы государственной национальной библиотеки им. Т. К. Мальбахова.