Первый олимпийский чемпион

«Велоджигит, ас шоссейных гонок, дерзкий покоритель высоких скоростей» – такими эпитетами Борис Шухов, первый представитель Кабардино-Балкарии, ставший олимпийским чемпионом, награждён по праву.

Легендарный советский спортсмен Борис Шухов вошёл в историю российского и международного спорта как один из выдающихся велогонщиков планеты. Он чемпион СССР 1968-го, 1971-го, 1972 годов в командной шоссейной гонке, чемпион СССР 1968 года в индивидуальной шоссейной гонке на 25 километров, чемпион страны 1972 года в многодневной гонке, участник Олимпийских игр 1968 года, чемпион мира 1970 года в командной шоссейной гонке, обладатель золотой медали Мюнхенской олимпиады 1972 года.
К своей самой заветной победе Борис Хабалович шёл через пот и кровь упорных тренировок двенадцать лет. В течение первых четырёх лет он каждый день преодолевал по 60 километров, в следующие четыре года нагрузка увеличилась вдвое, а с середины 1968 года ежедневной нормой стало 220-240 километров. Независимо от погоды. Даже по приблизительным подсчётам за 12 лет он проехал на велосипеде более полумиллиона километров: ежегодно, можно сказать, совершал один пробег вокруг Земли по экватору.
Родился Шухов в 1947 году в Закарпатье, где тогда проходил службу его отец. Мальчишкой, как и все его сверстники, любил гонять мяч. Может, он и стал бы футболистом, да вот старший товарищ по школе соблазнил: «У меня уже второй юношеский разряд по велоспорту. Пойдём в нашу секцию». И Боря пошёл. Отец, Хабала Бубович, военный топограф, тоже с одобрением отнёсся к новому увлечению сына. Вскоре семья переехала в Нальчик. В велосекции «Спартака» Борис попал к тренеру Юсуфу Хажалиеву. Занимаясь у него, он уже через год одолел мастерский норматив. В 17 лет стать мастером спорта по велосипеду мог, конечно, не каждый. Даже при больших способностях. Нужно было иметь ещё и упорство Шухова, с которым он продолжал тренировки в последующие годы.
По-настоящему серьёзная мечта стать чемпионом страны впервые пришла к Борису по окончании школы – в 1965 году. А через пять лет, в 1970-м, пасмурным августовским днём пассажирский лайнер доставил группу советских велосипедистов в Англию на чемпионат мира. В составе команды были горьковчанин Валерий Лихачёв, омич Владимир Соколов, нальчанин Борис Шухов и чебоксарец Валерий Ярды. Все они были молодыми мастерами международного класса, только что показавшими превосходное, на уровне мировых стандартов, время на всесоюзных соревнованиях в Каунасе – 2 часа 7 минут. Сто километров у нас в стране так быстро ещё никогда никто не проезжал.
Свыше 20 команд, представляющих все континенты, приехали в английский Лестер оспаривать золотые медали чемпионов мира. Чтобы стать чемпионом мира, предстояло победить опытнейшие команды Голландии, Чехословакии, Италии и других стран, для которых высокие места в международной табели о рангах были привычны. Наши велосипедисты за всю историю спорта лишь однажды (в 1963 году) сумели завоевать призовое место в первенстве мира, и то – третье.
Советская команда показала лучшее время уже на половине дистанции и сумела сохранить темп и лидерство на оставшихся 50 километрах. Впервые советская велосипедная команда стала чемпионом мира в гонке на сто километров.
Ровно через неделю после лестерского триумфа Борис Шухов и его друзья собрались в школе №1 г. Нальчика, на встречу выпускников 1965 года. Как условились пять лет назад, вскрыли конверты, в которых выпускники оставили свои «секреты». Записка Бориса гласила: «Хочу попасть в сборную команду СССР и в её составе успешно выступить на международных соревнованиях». Более точного исполнения желаний трудно придумать. 
– Ну что ж, Борис, твоя мечта сбылась. Теперь осталось тебе стать олимпийским чемпионом, – сказала ему бывший классный руководитель.
Почти до самых последних дней подготовки к Олимпийским играм не было известно, кто будет защищать честь страны по велоспорту. После выигрыша соревнований в Швейцарии тренер В. Капитонов назвал тех, кто поедет в Мюнхен: Борис Шухов, Валерий Ярды, Валерий Лихачёв (все чемпионы мира 1970 года) и Геннадий Комнатов из Омска.
И вот, наконец, Олимпийская деревня, торжественное открытие самого грандиозного спортивного фестиваля. И среди тех, кто шагает в колонне лучших советских спортсменов, – два нальчикских парня – Борис Шухов и Иван Трифонов. 29 августа 1972 года – это день той победы, к которой, как сказал сам Борис Шухов, он шёл двенадцать лет.  Сорок две команды выстраиваются на старте. Виктор Капитонов даёт последние напутствия. Они больше всех касаются Бориса: он капитан сборной и отвечает не только за себя, но и за своих товарищей.
После первого 25-километрового отрезка поступило сообщение, что в заочном поединке пока лидирует команда Нидерландов. Далее следуют поляки, норвежцы, команда СССР. После первого круга сообщают о ходе гонки: лучшее время уже у поляков, на втором месте – наши, голландцы отошли на третье, у них советская команда выигрывает 11 секунд. 
…Позади уже три четверти пути. На огромном стенде, стоящем на месте финиша, появляются новые сведения: советская команда вышла на первое место, опередив польских гонщиков на четыре секунды.
Последние 25 километров. Гонщики идут на пределе своих возможностей. В ногах словно вата набита, и они почти автоматически крутят педали, душит жажда. 
И вот дружно финиширует советская команда. Тут же без сознания опускается на обочину дороги Валерий Лихачёв, а Геннадий Комнатов в полуобморочном состоянии падает в объятия друзей. Тысячи зрителей шумно приветствуют акт настоящей спортивной доблести. Вскоре после возвращения всех команд на финиш выяснилось, что советские спортсмены – победители стокилометровой гонки.
Борис Шухов – первый представитель Кабардино-Балкарии, ставший олимпийским чемпионом. Это большая его победа. Но её с ним делят учителя, наставники, в первую очередь его тренер Юсуф Хажалиев, который, по признанию самого Бориса Хабаловича, настойчиво вёл своих питомцев от одного спортивного рубежа к другому, постоянно твердя им, что настоящий спорт-
смен должен всегда стремиться к ещё непокорённым высотам мастерства.
Вот уже третий год кряду в Нальчике проходят этапы многодневной велогонки «Дружба народов Северного Кавказа» – один из которых в признание заслуг выдающегося спортсмена назван «Шуховским турниром». И каждый раз выстрел из стартового пистолета производит олимпийский чемпион Мюнхена-1972 Борис Шухов.

(при подготовке статьи были использованы отрывки 
из документальной повести «Цена олимпийского золота» 
А. Гребенёва)

Альберт ДЫШЕКОВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

23.12.2025 - 17:29

Поделились теплом и заботой

В преддверии самого волшебного праздника, который так любят и ждут дети, Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по КБР Межрегионального территориального управления Ространснадзора по СКФО провёл благотворительную акцию для самых маленьких нальчан и их родителей.

23.12.2025 - 17:26

Заседание антинаркотической комиссии

Под председательством и. о. главы местной администрации Зольского района Исмаила Докшокова на заседании антинаркотической комиссии были рассмотрены вопросы, касающиеся противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики наркомании.

23.12.2025 - 16:22

Само совершенство

В многообразной и постоянно изменяющейся структуре конских пород как незыблемая вершина, как воплощение высших устремлений на протяжении более двух веков стоит чистокровная верховая. Ей принадлежат самые высокие в коневодстве рекорды, без её участия не было бы и половины пород лошадей. Самая дорогая, представительная, резвая, стабильная, недостижимая в своём превосходстве лошадь – чистокровной верховой породы.

23.12.2025 - 16:21

В обход Сармаково

В 2026 году в Кабардино-Балкарии благодаря реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни» приведут в нормативное состояние автодорогу Малка – Ингушли в обход селения Сармаково. Речь идёт об участке Объездной протяжённостью 7,4 км, которая используется для движения транзитного и грузового транспорта.

23.12.2025 - 16:20

Федеральные дороги КБР: планы на 2026-2027 годы

Ключевая цель развития сети автомобильных дорог в Кабардино-Балкарии - совершенствование транспортной инфраструктуры и обеспечение повышенного уровня безопасности на дорогах для всех участников движения.