Право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского капитала, установленное законом для женщин, родивших первого ребёнка начиная с 1 января 2020г., не возникают у женщин, лишённых родительских прав в отношении детей, рождённых до этой даты.
На эту норму закона указал Верховный Суд РФ, рассмотревший дело Валентины У., которая обратилась с иском к пенсионному органу о признании незаконным его решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал и возложении обязанности выдать его.
В обоснование своих требований истец указала, что 2 февраля 2011г. она получила государственный сертификат на материнский капитал в связи с рождением второго ребёнка, 2008 г. рождения.
Решением суда от 12 сентября 2011г. она была лишена родительских прав в отношении двоих детей, 2008 и 2005 годов рождения, право на меры господдержки прекратилось, сертификатом истец не воспользовалась.
В 2020 году у неё родился ребёнок, 7 мая 2020г. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал.
12 мая 2020г. ответчик принял решение об отказе в выдаче сертификата на материнский капитал. Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Валентина У. имела право на меры государственной поддержки, но в связи с лишением её родительских прав в отношении предыдущих детей такое право она утратила в полном объёме, поскольку право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского капитала возникает однократно.
Поэтому оно не возникло в связи с рождением 2020 году ещё одного ребёнка.
Отказ пенсионного органа в выдаче государственного сертификата суд признал законным.
Отменяя это решение, суд апелляционной инстанции ссылался на статью 3 Федерального закона «О дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей» и указала на то, что Валентина У. ранее не воспользовалась своим правом на получение мер социальной поддержки в виде материнского капитала. Таким образом, по мнению апелляционного суда, у ответчика не имелось законных оснований для отказа в удовлетворении заявления истца о выдаче сертификата на материнский капитал.
Кассационный суд общей юрисдикции согласился с этими выводами и их правовым обоснованием.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила постановления апелляционного и кассационного судов и оставила в силе решение суда первой инстанции.
Верховный Суд РФ указал на статью 71 Семейного кодекса РФ, которым предусмотрено, что родители, лишённые родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребёнком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Семейного кодекса РФ), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского капитала возникает у женщины, родившей двух и более детей начиная с 1 января 2007г. или первого ребёнка начиная с 1 января 2020г. однократно.
Валентина У. в связи с рождением второго ребёнка реализовала своё право на получение средств материнского капитала, но впоследствии его утратила в связи с лишением родительских прав и на основании ст.3 ФЗ № 256 данное право возникло у детей в равных долях.
В связи с рождением в 2020 году третьего ребёнка повторного права на дополнительные меры государственной поддержки у неё возникнуть не могло в силу прямого указания на это Федерального Закона № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».