Шарик и Шариков

Вторым спектаклем в свой четвёртый приезд в Кабардино-Балкарию пермский театр «У моста» показал «Собачье сердце» Михаила Булгакова, что в связке с показанным накануне горьковским «На дне» навело на вопрос о том, не решил ли пермский театр в этот раз поговорить со зрителем о причинах и побочных эффектах русской революции? 
Связка, впрочем, вполне может быть и кажущейся, но мысль всё же напрашивается. Так или иначе, но в обоих спектаклях актёры выложились по полной, иной раз заставляя гадать о пределах творческих и физических сил. Хотя «Собачье сердце» в этом смысле «поспокойнее», чем «На дне», в любом случае оба спектакля куда как нелёгкие. Для зрителя, кстати, тоже. 
Шарика и Шарикова играет один и тот же актёр. Первый вполне симпатичен, второй на редкость мерзок и намного неприятнее всем хорошо известного экранного. Даже его появление обставлено достаточно отвратительно: он вдруг восстаёт с операционного стола, весь в бинтах, что делает его похожим на мумию из какого-нибудь ужастика, после чего принимается пристально и с каким-то нездоровым вниманием наблюдать за Преображенским и Борменталем (заодно и за публикой в зале) из-за стеклянных дверей операционной. Последняя занимает весь задник и отделена от остального пространства, изображающего профессорскую квартиру, перегородкой с окном, сквозь которое зритель может за происходящим там наблюдать. Справа от операционной – туалет, в котором Шариков гонял кота («Котяра проклятый лампочку раскокал!»), слева – входная дверь, из которой появляются Швондер и прочие. Швондер в исполнении Карима Шанибова получился гораздо симпатичнее экранного. 
Зрителям хорошо видно, как работает Преображенский: операционная ярко освещена, и окно работает как экран, на котором показывают сцены из медицинской жизни, по большей части «малоаппетитные». Кто помнит по литературному первоисточнику клиентуру Преображенского, тот поймёт, о чём я. 
Очеловечен сценический Шариков меньше, чем экранный, который, в общем-то, вполне себе человек (во всяком случае внешне). Сценический же и после превращения передвигается на носках и вообще в облике его нет-нет, да и проступит нечто собачье. Шариков заставляет зрителя искренне его возненавидеть и с облегчением вздохнуть, когда Борменталь его, наконец, пристреливает (тут вполне уместно сказать: «Как бешеную собаку»).
С прочими героями тоже не так всё однозначно. «Похабная квартирка», - думает пёс, и не зря. Впрочем, о том, что именно является в «Собачьем сердце» главным предметом сатиры, спорят уже долго. Есть мнение, что книга – исключительно антисоветская, а Шариков олицетворяет попытку молодой власти создать элиту из заведомо неподходящего материала. Есть и другое мнение: в его лице высмеивается не пролетарий и не большевик, поскольку Клим Чугункин – ни разу не пролетарий, а алкаш и уголовник, а Шариков – нечто среднее между люмпеном и анархистом, ближе к первому варианту. Просто Чугункиных в стране столько, что из них никакая профессура и революция людей не сделает, сколько бы настоящие большевики их ни изводили. Есть и совсем уж экзотические мнения, что «Собачье сердце» навеяно «Франкенштейном» Мэри Шелли, а то и «Странной историей доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона. 
Боюсь, что конца спора не видать ещё долго, а мне больше нравится примирительная позиция - там всего понемногу. Да и важно ли это? Думается, что не слишком. Важны актёры, нам это показавшие. Шарик у дверей столовой нормального питания служащих центрального совета народного хозяйства дрожит от холода по-настоящему и воет совершенно по-собачьи. И это – не спецэффект, а зритель, будьте уверены, дрожит вместе с ним. 
Как бы то ни было, а мы увидели ещё один блестящий спектакль и культурно провели промозглый осенний вечер, ещё раз встретившись с полюбившимся театром, которому мы бесконечно благодарны за уже четвёртый к нам визит. В чём бы ни состоял замысел Михаила Булгакова и режиссёра Сергея Федотова, он удался.

 

Асхат МЕЧИЕВ. Фото Артура Елканова

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

13.03.2025 - 16:24

Зрители надолго запомнят выступление оркестра

13 марта в Государственном концертном зале им. Ю. Х. Темирканова с концертной программой выступил образцово-показательный оркестр войск национальной гвардии Российской Федерации под руководством Азата Шахмухаметова. На концерте присутствовали военнослужащие и сотрудники Росгвардии, члены их семей, представители ветеранских организаций, администрации города, жители и гости республики. 

12.03.2025 - 14:08

Театр юного зрителя против зависимости

В уютном зале Центра культурного развития города Нальчика зрители стали свидетелями поистине необыкновенной театральной постановки, которая оставляет неизгладимый след в душе каждого, кто оказывается в этом пространстве. 

11.03.2025 - 16:50

Творческие коллективы Москвы, Прохладного, Нальчика

12 марта в 15:00 Образцово-показательный оркестр войск национальной гвардии Российской Федерации (Москва) впервые выступит в Нальчике, на сцене Государственного концертного зала им. Ю.Х. Темирканова (пр. Шогенцукова, 28).

10.03.2025 - 19:17

Его стихи достойны самой широкой читательской аудитории

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения балкарского поэта Ахмадии Мусаевича Ульбашева, ставшего одной из знаковых фигур национальной литературы. Он активно способствовал развитию балкарского языка и литературы, а его творчество стало темой для осмысления современников, литературных критиков и будущих поколений писателей.

10.03.2025 - 14:38

Праздничные подарки «Платформы.Нальчик»

Институт развития города «Платформа.Нальчик» для жителей республики организовал праздник с насыщенной культурно-развлекательной программой.