Внутренний монолог
Захотелось подумать о хорошем. Как-никак – Новый год. Например, о кошках. Шучу: домашние любимцы в данном случае – просто повод. К тому же, не для всех они являются любимцами, да и до посвящённых им дат (которых немало в разных странах) далековато. И наступил у нас не год кошки, а вроде бы змеи. Но всё же вспомнить не мешает. К тому же, предлагаю не просто вспомнить о кошках, а расскажу историю, которая гораздо глубже по нравственному содержанию и, надеюсь, многому учит. А это никогда, согласитесь, не поздно.
Итак. Вторая мировая, англичане в Атлантике бьются с кригсмарине. Главную головную боль доставляет знаменитый линкор «Бисмарк» - рекордно здоровенная водоплавающая машина для убийства, задача которой состояла в том, чтобы отвлекать на себя внимание британских эскортных кораблей, а другой тяжёлый крейсер - «Принц Ойген» - должен был атаковать торговые корабли. Впрочем, в эту часть истории я особо углубляться не буду: она прекрасно всем известна, скажу лишь, что англичане долго за этим «Бисмарком» гонялись, а тот долго с успехом водил их за нос. В конце концов суровые бритты его нашли и потопили-таки. Скажу лишь, что история охоты за «Бисмарком» - весьма интересна и достойна прочтения. Британский лётчик Джон Моффат (да и не только он) на своей «Авоське» оказался во всех смыслах на высоте. Произошло это 27 мая 1941. Впрочем, это другая история.
Я вот о чём: из 2200 членов экипажа «Бисмарка» выжили 115 человек и… кот! Причём кот после того, как клятый немецкий линкор пошёл ко дну, каким-то образом умудрился спастись на обломках «Бисмарка» самостоятельно. Там его и заметили члены экипажа британского эсминца с говорящим названием «Казак» («HMS Cossack»). Англичане спасли кота, назвав его Оскаром: как его звали немцы – неизвестно, а никаких документов у кота с собой, судя по всему, не оказалось. А Оскар, если кто не знает – это принятый международным кодексом сигналов красно-жёлтый флаг, разделённый по диагонали и означающий «Человек за бортом!». Есть мнение, что это и подсказало англичанам кличку. Как он попал на борт «Бисмарка» - точно не установлено. Известно лишь, что его пронёс туда один из матросов.
У англичан кот тоже стал заправским моряком, пережил немало приключений и уцелел ещё при двух морских битвах, когда корабли, на которых он служил, тоже пошли ко дну. Так, когда 24 октября того же года «Казака» торпедировала немецкая подлодка и целых 159 моряков были убиты, то уцелевшие члены экипажа, которым удалось перебраться на эсминец «Legion», умудрились забрать с собой и своего усатого сослуживца. После этого морского боя кот попал на Гибралтар, где офицеры, узнав подробности его биографии, и окрестили его «Непотопляемый Сэм».
На этом морская кошачья служба не кончилась: Непотопляемого Сэма взяли на борт авианосца «Ark Royal», который участвовал во многих военных операциях и заработал репутацию крайне эффективного судна. 14 ноября 1941 года немецкая подводная лодка «U-81» торпедировала «Ark Royal» во время возвращения авианосца с Мальты в Гибралтар. Немецкая торпеда нанесла гигантский урон авианосцу, так что попытка его буксировки не удалась. Корабль затонул в 30 милях к востоку от Гибралтара. Экипаж патрульного катера спас «Непотопляемого Сэма» и моряков, цеплявшихся за обломки судна. Спасатели, которые нашли кота, описали его как «недовольного, но совершенно невредимого». Все выжившие сначала находились на борту эсминца «Lightning», а затем были перемещены на эсминец «Legion» (того самого, что уже спасал кота).
После истории с «Ark Royal» кота всё же списали на берег. Кстати, увы, но 26 марта 1942 года «Legion» был потоплен во время воздушного налёта, а 12 марта 1943 года аналогичная участь постигла и «Lightning».
А наш Непотопляемый Сэм какое-то время жил при канцелярии генерал-губернатора Гибралтара. Потом его отвезли в Великобританию, где он получил комнату и питание в доме для моряков в Белфасте.
Скончался кот аж в 1955 году. К великому сожалению, фотографий усатого моряка не сохранилось. Известно лишь, что он был чёрно-белый. Пишут, что его образ был запечатлён художницей Джорджиной Шо-Бейкер и что полотно находится в Национальном морском музее в Гринвиче.
Сэм – не единственный кот, честно разделивший с военными тяготы и трагедии солдатской жизни. Был, к примеру, ещё английский кот Саймон. В апреле 1949 года, во время гражданской войны в Китае, военно-морской корабль «Amethyst» был направлен вверх по реке Янцзы, чтобы защитить британское посольство в Нанкине. Фрегат попал под обстрел отрядов китайских коммунистов, в результате чего погибли 17 членов экипажа. Выжившие оставались на повреждённом судне три месяца, пока не улучили момент и под покровом ночи не скрылись. Кот Саймон всё это время находился на борту и даже был ранен при обстреле, однако продолжил выполнять свою главную обязанность – защищать продовольственные запасы от крыс. Через три недели после того, как корабль вернулся в Великобританию, Саймон скончался. Впоследствии он был посмертно награждён Медалью Марии Дикин за храбрость. Кстати, если опять-таки кто не знает, то это - высшая воинская награда Великобритании для животных, учреждённая в 1943 году основательницей благотворительной организации помощи животным.
Я всё это вот к чему: да, речь идёт всего лишь о коте. Но нашёлся же какой-то английский моряк (и даже не один), который не поленился прихватить его с собой, спасаясь с тонущего корабля! Я понимаю, что мы знаем и гораздо более яркие случаи героизма. Но ей-богу, всё же полезно лишний раз вспомнить о том, как в самые трудные времена люди находили повод для радости, силы для человечности и точки приложения этих сил. Даже если это – всего лишь чёрно-белый кот.