В этом году маятниковая канатная дорога «Эльбрус» отмечает юбилей. 55 лет – это целая жизнь, за время которой сменились политический и экономический строй государства, выросло два поколения людей. Сегодня сложно представить, что ещё до войны на территории современной поляны Азау находилось летнее стойбище, где местные жители в тёплое время года держали скот, а сейчас здесь застроенная современной инфраструктурой горнолыжная территория.
Молодое поколение лыжников, сноубордистов, туристов и альпинистов не удивить технологиями прошлого столетия, однако события, которые происходили в Приэльбрусье в 60-70 годы прошлого века, во многом предопределили судьбу этого уголка огромного и великого государства, которое называлось СССР. Люди, отстраивающие после войны страну, взявшие на вооружение самые лучшие и передовые технологии своего времени, создавали туристическую и горнолыжную инфраструктуру, которую доселе не видела не только страна, но и весь мир.
В июне 2019 года руководитель поискового отряда «Мемориал-Эльбрус» Фатима Тилова пригласила меня посетить открытие на станции «Мир» памятной доски разработчику проекта Эльбрусского туристско-спортивного комплекса Юсуфу Тилову, посвящённое 40-летию присуждения ему премии Совета Министров СССР. Родственники, друзья и бывшие коллеги Юсуфа Тилова рассказали о строительстве маятниковой канатной дороги, которая долгие годы была и остаётся надёжным средством доставки людей и грузов на склон Эльбруса, до высоты 3500 метров над уровнем моря.
Для строительства объекта «Маятниковая пассажирская канатная дорога на гору Эльбрус» Юсуфу Тилову, на тот момент работавшему на руководящей должности в СУ-9 треста «КАББАЛКПРОМСТРОЙ», поручили создать строительную бригаду профессионалов с хорошими физическими данными. Он собрал лучших специалистов, отличавшихся трудолюбием, оптимизмом и чувством юмора, они смогли выполнить все поставленные задачи, создав множество строительных прецедентов и опробовав доселе неизвестные на практике технологии.
По методике проекта Юсуфа Тилова заложена основа новых технических решений. В их числе возведение металлических опор канатной дороги на Эльбрусе, каждая из которых весит свыше 200 тонн. Изначально их планировали собирать методом наращивания, однако бригада приняла решение собрать опоры на земле и поднять с помощью эстакады и портального приспособления. Работы шли четыре месяца совместно с монтажниками «Союзлифтмонтажа». Подушка под опоры была залита и врыта в землю на глубину в 20 метров. Тот способ не только показал свою жизнеспособность, но и помог сэкономить свыше 170 тысяч рублей – сумма колоссальная по тем временам. За эти героические усилия и труд в 1979 году Юсуф Тилов удостоен премии Совета Министров СССР.
Не меньшей победой стала гусеничная трасса на Старый Кругозор, которую проложили Назир Беккаев и Джабраил Согаев, подняв на Эльбрус тяжёлые строительные машины. Два тягача, связанных стальными тросами, тянули в гору автокран, металлические конструкции, а сзади их страховал бульдозер. И так до высоты 3500, где была построена станция «Мир». В возможности возведения этой дороги в столь короткий срок сомневались все, но благодаря героическому подвигу строителей с риском для жизни удалось уложиться во всесоюзные сроки сдачи объекта в эксплуатацию. В последующие годы Назир Беккаев также стал лауреатом премии Совета Министров СССР.
При строительстве станции «Мир» бригада реализовала смелое решение, где вместо железобетонных конструкций использовались металлические. В итоге станция установлена под углом в 45 градусов и выдерживает напряжение в пять тысяч тонн, являясь самой высокогорной канатной дорогой в Европе.
Во время строительных работ трагически погиб Рашид – родной брат Юсуфа Тилова, работавший водителем тягача, чей грузовик из-за отказа тормозов опрокинулся в районе пика Терскол на высоте 3500 метров над уровнем моря. За мгновение до гибели он смог вытолкнуть своего пассажира из кабины, но сам спастись не успел. После этой трагедии для бригады завершение строительства стало вопросом личной чести.
В 1973 году бригада строителей направила в Москву телеграмму на имя генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева о принятых социалистических обязательствах по досрочному выполнению годового задания о строительстве второй очереди канатной дороги на Эльбрусе. Станция была спроектирована с возможностью продолжения строительства до Приюта-11, однако эти планы не были реализованы.
29 января 1970 года маятниковая канатная дорога на Эльбрусе официально была введена в эксплуатацию. Протяжённость первой очереди составила 1750 метров. Вторая очередь канатной дороги протяжённостью 1625 метров запущена в 1977 году. Пропускная способность составляет 160 чел/ч, высота самой высокой опоры – 44 м, вместимость вагонов – 25 человек, максимальная скорость движения – 6 м/с.
Можно с уверенностью сказать, что люди, строившие канатную дорогу в Приэльбрусье, принадлежали к легендарному послевоенному поколению национальных кадров, которому довелось быть первопроходцами в создании уникального туристического комплекса, известного сегодня на весь мир. Заслуги строительной бригады, возводившей канатную дорогу, гремели на весь Советский Союз. Они сделали то, что до них не удавалось сделать никому – построили надёжную инфраструктуру посреди ледников, морен и камнепадов, на невиданной до этого высоте. Несмотря на титанический труд и всесоюзные достижения, все члены бригады строителей были очень скромными людьми, не желавшие для себя публичной похвалы.
Многие потомки первых строителей в Приэльбрусье сегодня продолжают дело своих старших и поколениями работают в различных отраслях курорта. К примеру, сын Назира Беккаева – Хиса пошёл по стопам отца, переняв его опыт, и сегодня трудится заместителем генерального директора АО «Кавказ.РФ».
С 1969 по 1973 гг. первым директором канатной дороги был Шавла Тавадзе, с 1973 по 1974 гг. – Валерий Осипенко, с 1974 по 1988 и 1990 – 1992 гг. – Зейтун Залиханов, с 1988 – 1990 гг. – Магомед Жашаев, с 1992 по 2011 гг. – Юсуп Хаджиев.
С 2011 года директором МКД «Эльбрус» является Ахмат Залиханов. Численность сотрудников канатной дороги – 52 человека, в том числе 3 контролёра, 3 смены машинистов по 3 человека, 7 проводников. Канатная дорога работает исключительно на отечественных комплектующих, все агрегаты регулярно проходят техническое обслуживание и плановый ремонт. Каждое утро слесарь-обходчик ездит на опоры, проводит осмотр и смазку башмаков несущего каната.
До 2006 года маятниковая канатная дорога была единственным средством подъёма на склон Эльбруса. В 2006 году, когда в Приэльбрусье была построена первая очередь современной гондольной канатной дороги, оно вступило в новую туристическую эпоху. Сегодня на склон Эльбруса можно подняться на современной и комфортабельной канатной дороге до высоты
3847 м. до станции Гара-Баши.
В 2025 году на склоне Эльбруса введут в эксплуатацию ещё один подъёмник. Акционерным обществом «Кавказ.РФ» запланированы большие инфраструктурные проекты, часть из которых уже реализована. Приэльбрусье динамично развивается, меняет свой облик, шагая в ногу со временем. При этом маятниковая канатная дорога «Эльбрус» продолжает исправно работать, а её сотрудники гордятся историей, достойно трудятся на благо родной республики, принимают активное участие в жизни курорта, участвуют в различных социальных и патриотических акциях. Среди туристов канатку ласково называют «вагончиком» или «старушкой», не переставая восхищаться тому, что она продолжает исправно работать, а в периоды проведения регламентных работ на новой канатной дороге по-прежнему является единственным средством доставки людей на склон Эльбруса.
Спустя 55 лет с момента запуска маятниковая канатная дорога «Эльбрус» продолжает радовать людей, помогать спасателям, строителям и работникам приютов. А её красные вагончики на фоне Эльбруса и современной инфраструктуры навевают романтику ушедшей эпохи, создают контраст и напоминают современникам о славных временах покорителей заоблачных высот.