«Солнце русской поэзии»

 «…Но тает февральская свечка,/ Но спят на подушке сычи,/ Но есть ещё Чёрная речка,/ Но есть  ещё Чёрная речка,/ Но - есть - ещё - Чёрная речка.../ Об этом не надо!/ Молчи!» - так заканчивается стихотворение Александра Галича «Опыт ностальгии». Что он имел в виду, думаю, объяснять не нужно. В феврале погиб великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин… 
Он скончался 10 февраля 1837 года в своей квартире на Мойке. Умирал тяжело, но вёл себя мужественно. «Глядя на Пушкина, я в первый раз не боюсь смерти», – признался один из его друзей…
На следующий день после смерти поэта в газете появилась заметка: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сём не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!.. Неужели, в самом деле, нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!». 
Пушкин по-настоящему народный поэт. Об этом очень точно написал Андрей Синявский. По его мнению, показатель популярности – анекдоты, шутки, пословицы и поговорки. За примером далеко ходить не надо – достаточно вспомнить всем известный вопрос: «А платить кто будет? Пушкин?».
Для человека, читающего на русском языке, он, действительно, «наше всё». Эта фраза произнесённая Апполоном Григорьевым в 1859 году до сих пор не утратила актуальности. Пушкин сопровождает своего читателя на протяжении всей жизни. Начиная со «Сказки о царе Салтане» и заканчивая философской притчей «Телега жизни». «Хоть тяжело подчас в ней бремя,/ Телега на ходу легка;/ Ямщик лихой, седое время,/ Везёт, не слезет с облучка…». Сравнение оригинальное и неожиданное. Как раз в духе поэта, который не выносил банальностей.
Давно замечено, что поэзия Пушкина кинематографична. Читаешь его стихи, и в голове возникают идеально смонтированные кадры. Допустим, такие: «Мороз и солнце; день чудесный!/ Ещё ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись:/ Открой сомкнуты негой взоры/ Навстречу северной Авроры,/ Звездою севера явись!/ Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,/ На мутном небе мгла носилась;/ Луна, как бледное пятно,/ Сквозь тучи мрачные желтела,/ И ты печальная сидела -/ А нынче… погляди в окно:/ Под голубыми небесами/ Великолепными коврами,/ Блестя на солнце, снег лежит;/ Прозрачный лес один чернеет,/ И ель сквозь иней зеленеет,/ И речка подо льдом блестит…».
Он опередил своё время на много лет вперёд. Достаточно сравнить его язык с языком современников, да и сами стихи были достаточно дерзкими для той патриархальной эпохи. «Когда б не смутное влеченье/ Чего-то жаждущей души,/ Я здесь остался б – наслажденье/ Вкушать в неведомой тиши:/ Забыл бы всех желаний трепет,/ Мечтою б целый мир назвал -/ И всё бы слушал этот лепет./ Всё б эти ножки целовал». Во времена Пушкина это было смело. Писать в таком ключе о женских ножках считалось, мягко говоря, не совсем приличным.
Поэт, в буквальном смысле, был соткан из противоречий: легкомысленный и серьёзный; любящий муж и ветреный любовник, не пропускавший ни одной юбки; автор богоборческих стихов и христианин, встретивший свою смерть с редким смирением. Старый священник, который исповедовал и причащал умирающего Пушкина, вышел из его кабинета в слезах. «Я для себя самого желаю такого конца», – взволнованно сказал он. 
С каждым человеком порой происходят таинственные и необъяснимые вещи. Но что мы знаем о судьбе простого обывателя? Ничего, а жизнь классика – как на ладони. В молодости известная гадалка мадемуазель Ленорман предсказала Пушкину гибель от «белого человека», и по иронии судьбы его убийцей стал Дантес – красавец-блондин в белом мундире кавалергарда.
18 февраля 1831 года в притворе недостроенной Вознесенской церкви в Москве поэт венчался с Натальей Гончаровой. Перед свадьбой Пушкин, крайне стеснённый в средствах, не стал шить нового платья и женился во фраке своего ближайшего друга Павла Нащокина. Кстати, именно в нём поэта и похоронили. Во время бракосочетания сильный порыв ветра, сквозившего изо всех щелей здания, задул у жениха венчальную свечу. Потом Пушкин задел и уронил крест с аналоя. А когда молодожёны обменивались кольцами, одно из них упало на пол. По свидетельству очевидцев, поэт смертельно побледнел. Он был суеверен и увидел в этом дурные предзнаменования.
Секундант Пушкина Данзас вспоминал, что по дороге на Чёрную речку они встретили экипаж Гончаровой, но поэт смотрел в другую сторону, а его жена была близорука. Брак с этой женщиной обернулась для Пушкина трагедией, но что может быть выше и поэтичнее, чем смерть во имя любви? 
«Счастие или грусть -/ Ничего не знать наизусть,/ В пышной тальме катать бобровой,/ Сердце Пушкина теребить в руках,/ И прослыть в веках -/ Длиннобровой,/ Ни к кому не суровой -/ Гончаровой», - писала о жене Пушкина Марина Цветаева. Она считала её пустой, ветреной и недалёкой особой. Оставим это на совести Марины Ивановны, которая, как мне кажется, ей просто по-женски завидовала.
Судя по письмам, Гончарова была серьёзна и умна, но дело даже не в этом. Пушкин выбрал её и был доволен своим выбором. «Я женат - и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился», - писал поэт одному из приятелей. Благодаря этой женщине появились удивительные стихи. Это она кормила смертельно раненого Пушкина морошкой и много лет держала по нему траур. Наталья Николаевна порвала всякие отношения со своей сестрой, которая была замужем за убийцей Пушкина. Думаю, такой поступок тоже кое-что значит.
Для удобства опустим детали запутанной истории, которая привела к поединку. Формальным поводом для него стало письмо Пушкина, адресованное Геккерену – приёмному отцу Жоржа Дантеса. Дипломатический статус не позволял барону драться на дуэлях, и «сын» решил вступиться за его честь. Трогательная история, но Дантес и тут умудрился «последним поклоном испортить всю обедню». После смерти Геккерена он попытался свалить вину на него. 
Внешне судьба Дантеса сложилась вполне благополучно. Он стал богачом, важным государственным сановником и дожил до преклонных лет. Но Бог его всё-таки наказал. Дочь убийцы выросла большой поклонницей Пушкина и возненавидела своего отца. 
Умирая, Пушкин простил своего убийцу. Когда об этом сообщили Дантесу, тот расхохотался: «Передайте, что я его тоже прощаю». Говорят, спустя много лет, уже глубоким стариком, он всё-таки раскаялся. И отговорку нашёл. Бес, мол, попутал, и вообще я знать не знал, что ваш Пушкин – гений. Оправдываясь, некогда блестящий кавалергард даже признался в трусости. По словам Дантеса, у Пушкина был такой страшный взгляд, что француз сразу понял: шутки кончились - теперь или я его, или он меня…
Дантесу в этой истории досталась самая незавидная роль. При любом исходе поединка поэт оказался бы прав. Прав, потому что гений, потому что защищал честь любимой женщины, потому что кавалергардов в России много, а Пушкин – всего один.
Фото с сайта: https://cdn.culture.ru

 

Эдуард Битиров

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

13.03.2025 - 16:24

Зрители надолго запомнят выступление оркестра

13 марта в Государственном концертном зале им. Ю. Х. Темирканова с концертной программой выступил образцово-показательный оркестр войск национальной гвардии Российской Федерации под руководством Азата Шахмухаметова. На концерте присутствовали военнослужащие и сотрудники Росгвардии, члены их семей, представители ветеранских организаций, администрации города, жители и гости республики. 

12.03.2025 - 14:08

Театр юного зрителя против зависимости

В уютном зале Центра культурного развития города Нальчика зрители стали свидетелями поистине необыкновенной театральной постановки, которая оставляет неизгладимый след в душе каждого, кто оказывается в этом пространстве. 

11.03.2025 - 16:50

Творческие коллективы Москвы, Прохладного, Нальчика

12 марта в 15:00 Образцово-показательный оркестр войск национальной гвардии Российской Федерации (Москва) впервые выступит в Нальчике, на сцене Государственного концертного зала им. Ю.Х. Темирканова (пр. Шогенцукова, 28).

10.03.2025 - 19:17

Его стихи достойны самой широкой читательской аудитории

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения балкарского поэта Ахмадии Мусаевича Ульбашева, ставшего одной из знаковых фигур национальной литературы. Он активно способствовал развитию балкарского языка и литературы, а его творчество стало темой для осмысления современников, литературных критиков и будущих поколений писателей.

10.03.2025 - 14:38

Праздничные подарки «Платформы.Нальчик»

Институт развития города «Платформа.Нальчик» для жителей республики организовал праздник с насыщенной культурно-развлекательной программой.