Если мошенники взломают аккаунт на «Госуслугах» могут ли они оформить кредит?
По слова финансового эксперта Инны Люевой, такая опасность вполне реальна, так как для проверки штрафов, оформления заявлений и получения выплат на «Госуслугах» вы оставляете личные данные: серию и номер паспорта, СНИЛС, ИНН. Этой информацией вполне могут воспользоваться мошенники, если взломают аккаунт, и тогда у них появляется возможность оформить на ваше имя кредит.
Объясняя, как узнать о взломе, эксперт заметила: если не подключена двухфакторная аутентификация, вы узнаете о взломе, когда попытаетесь войти в аккаунт – скорее всего, у вас это не получится, так как мошенники обычно меняют пароль. Поэтому стоит подключить двухфакторную аутентификацию - тогда вам придёт СМС с кодом, без которого посторонние люди не смогут получить доступ к вашему личному кабинету.
Вы также можете узнать о взломе, объясняет Инна Люева, если: пришло уведомление о входе в аккаунт с незнакомого устройства; изменилась контактная информация в профиле, например, адрес электронной почты; стали поступать сообщения в мессенджерах или звонки от мошенников с просьбой назвать код из СМС.
Отвечая на вопрос, могут ли мошенники оформить кредит через ваш аккаунт на «Госуслугах», Люева отметила: несмотря на то, что «Госуслуги» не выдают кредитные продукты, они позволяют подтвердить личность для получения займа в некоторых микрофинансовых организациях. Именно так с вашего аккаунта на ваше имя могут оформить займ.
Также на «Госуслугах» хранятся паспортные данные, которые можно использовать для подачи заявки от вашего имени в банк. Однако в крупных банках этот процесс более сложный: там подтверждают личность потенциального заёмщика и проверяют информацию на разных этапах рассмотрения заявки и выдачи денег.
Инна Люева советует: даже если ваш аккаунт не взломали, нужно периодически проверять отсутствие чужих обязательств в вашей кредитной истории. Сделать это можно, запросив историю через Банки.ру, «Госуслуги» или ЦБ РФ. Так вы узнаете в каких бюро кредитных историй хранится информация о ваших кредитах. Дважды в год, замечает эксперт, данные в каждом БКИ можно запрашивать бесплатно, далее услуга предоставляется платно. Кроме того, можно оформить подписку от БКИ, и тогда при оформлении кредитной заявки вам будет приходить оповещение.
Также не стоит забывать, что с 1 марта 2025 г. появится возможность установить самозапрет на оформление кредита на «Госуслугах», а в дальнейшем – через МФЦ.
Чтобы избежать взлома аккаунта, говорит Люева, нужно придерживаться нескольких простых правил, и тогда вы сможете обезопасить свой аккаунт.
Придумайте сложный и надёжный пароль. Он должен состоять из 12 и более символов. Чем длиннее пароль – тем он надёжнее. В нём не должно быть последовательных или одинаковых символов таких как 12345. Надёжнее использовать случайный набор букв, цифр и иных символов – такой пароль сложнее подобрать.
Не используйте личные данные: фамилию, имя, отчество, даты рождения и так далее -информацию такого рода о вас и ваших близких легко узнать. К примеру, через социальные сети. Настройте двухфакторную идентификацию и подключите оповещение о входе в аккаунт. Тогда никто не сможет войти в личный кабинет без кода, а если кто-то получит доступ, вам придёт сообщение об этом.
Если номер телефона у вас изменился, отвяжите старый и замените его на новый.
Никому и никогда не называйте личные данные, пароли, коды из СМС.
Также будьте осторожны при переходе по ссылкам от незнакомых отправителей. Проверяйте активности в вашем аккаунте, чтобы в случае подозрительных действий вовремя их заметить и изменить пароль.
Объясняя, как действовать при взломе аккаунта, финансовый эксперт отметила - как только вы узнали о том, что у другого человека есть доступ к аккаунту, сбросьте пароль с помощью почты и телефона через восстановление пароля на странице входа в «Госуслуги». Затем, если вы клиент одного из банков – партнёров «Госуслуг», можете восстановить доступ через банк. Для этого перейдите в приложении или личном кабинете банка в соответствующий раздел. Этот способ подойдёт в случае, если мошенники уже успели поменять ваш номер телефона и почту в профиле и с их помощью нельзя восстановить доступ к «Госуслугам».
В случае, если не получится восстановить доступ самостоятельно, обратитесь в ближайшее отделение «Госуслуг» с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность. Сотрудники центра обслуживания помогут получить доступ к профилю. Обычно они выдают одноразовый пароль – с его помощью вы сможете войти в профиль и изменить данные.
После восстановления и смены пароля нужно в разделе «Профиль» проверить данные: номер телефона, электронную почту и другие. Также в разделе «Профиль» - «Безопасность» - «Действия в системе» сбросьте со всех устройств авторизацию на портале. В разделе «Настройки» – «Разрешения» сбросьте авторизацию на других сайтах с помощью «Госуслуг».