Проект с таким названием стал победителем грантового конкурса Северо-Кавказского молодёжного форума «Машук-2019». Он призван научить маленьких граждан Кабардино-Балкарии обращаться с деньгами и чувствовать себя уверенно в мире финансов.
– Идея «Защищённого рубля» возникла год назад. Мы решили, что это будет интересно, поскольку существующая стратегия финансового развития на уровне государства в регионах пока действует выборочно, а на Северном Кавказе подобного проекта, который охватывал бы школьников, студентов колледжей и вузов, ещё не было, – рассказывает идейный вдохновитель и автор проекта Стелла Таова.
«Защищённый рубль» увлёк учащихся вторых-третьих классов – воспитанников школ-интернатов и детских домов.
– Финансовое просвещение важно для каждого человека, но особенно необходимо заниматься им с малых лет, – отмечает Стелла. – Для участия в проекте мы выбрали учеников вторых и третьих классов потому, что основы в сознание и восприятие детей закладываются именно в этом возрасте. Мы бы хотели, чтобы дети понимали, насколько важно рационально планировать свои доходы и расходы, осознавали, каким должно быть их правильное соотношение и распределение в семье, какую лепту каждый школьник может вносить в семейный бюджет. Дело в том, что в тех учреждениях, которые мы посещали, были дети из приёмных семей и ребята, которые на выходные возвращаются к родственникам. От ребёнка зависит многое в планировании семейного бюджета: он тоже является потребителем, и на него приходится какая-то доля расходов. Есть и ещё один важный аспект, связанный с финансами: если ребёнок, оставшийся без родителей, получает деньги от государства, важно научить его, чтобы он не тратил их в один день. Независимо от того, каков источник дохода, нужно рационально управлять деньгами, будь то пособие, алименты или зарплата.
Проект «Защищённый рубль» воплотился в цикле тренингов, посвящённых повышению финансовой грамотности. Дети прошли тестирование, чтобы определить свой уровень грамотности, а затем отправились в увлекательное путешествие по стране финансов: узнали о том, что представляют собой деньги, как они появились, кто их выпускает и что происходит с ними после повреждения, как человечество перешло от натурального обмена к товарно-денежным отношениям. Участники тренингов анализировали, как преподносится тема денег в современных мультфильмах, и решали финансовые ребусы. Второй блок тренингов был посвящён семейному бюджету, его планированию с учётом интересов каждого, а также решению задач на эту тему.
Воспитанники четырёх учреждений стали участниками деловой игры «Первые шаги в финансовую грамотность», которая была призвана закрепить полученные во время тренингов знания.
– Изюминкой игры стало то, что мы предложили каждой команде придумать свою купюру, предположить, какая банкнота будет в обращении через сто-двести лет, что на ней будет изображено, будет ли она бумажной или виртуальной, – делится Стелла Таова. – Интернаты и детские дома не особенно активно вовлекаются в республиканскую деятельность, в основном у них проходят собственные мероприятия. Дети были в восторге и говорили, что хотят продолжения. Мы планировали в апреле провести в каждом учреждении по одному занятию в игровой форме в рамках Недели финансовой грамотности. Но из-за пандемии решили перенести их на осень и, возможно, приурочим занятия к Неделе сбережений, которая должна пройти в октябре. Наша команда – руководитель проекта Адам Жилетежев, Маргарита Макоева и Радима Карданова – часть Молодёжного совета при Общественной палате КБР. В организации игры нам помогали представители Регионального отделения ОНФ в КБР и первокурсники Кабардино-Балкарского гуманитарно-технического колледжа. Мы очень благодарны им за то, что они остаются в нашем проекте. Надеюсь на развитие и поддержку проекта со стороны Росмолодёжи в 2020 году.
В планах у команды «Защищённого рубля» – охватить старшие классы и среднее звено, дать молодым людям более глубокие знания в области финансов для того, чтобы предотвратить появление денежных проблем во взрослой жизни. Также разработан восьмидесятистраничный блокнот-челлендж для учеников вторых-четвёртых классов. После рецензирования он будет доступен как в бумажной, так и в онлайн-версии.
Проект «Защищённый рубль» – не первый для Стеллы Таовой. В 2015 году она реализовала «Школу актива», посвящённую социальному проектированию, в 2016 году организовала симуляционные игры «Кавказ-2016» в Кабардино-Балкарии, Чечне, Северной Осетии-Алании, Ставропольском крае и Адыгее. В этом же году Стелла Таова и Радима Карданова реализовали проект «Стерео-комиксы».
– У нас на Кавказе существует стереотипное мышление. Попадая в его ловушку, мы порой даже не пытаемся понять, какой на самом деле человек перед нами, в суждении о нём руководствуемся лишь стереотипами, – говорит Стелла. – В проекте, представляющем собой пятичасовой тренинг, приняли участие люди разных национальностей. После того как студенты поняли, что нам навязано очень много стереотипов, были созданы комиксы о стереотипном мышлении. Далее был проект «Российская школа политики СКФО», в котором я была региональным координатором по Кабардино-Балкарии, и мульт-экспедиция «Моя мечта». Вместе с детьми в шести школах республики мы снимали мультфильмы – это была пластилиновая анимация. В феврале 2017 года на республиканском смотре-конкурсе выбрали лучшие работы, которые отправились на Северо-Кавказский фестиваль в Северной Осетии-Алании.
Стелла Таова – активный участник проектов молодёжного совета при Общественной палате, волонтёр Центробанка по финансовому просвещению, волонтёр фонда «Генезис», в студенческие годы активно занималась работой с иностранными студентами и участвовала в мероприятиях студенческого совета КБГУ.
– Поскольку я бухгалтер и имею дело с цифрами, а, как вы знаете, сейчас всё в основном делается удалённо, и непосредственного контакта с клиентами нет, мне не хватало эмоций, – признаётся Стелла. – Когда ты понимаешь, что даёшь детям и студентам важную и нужную информацию, видишь, как они радуются, меняются после того, как узнают что-то новое и полезное, это дарит много положительных эмоций, для меня это очень важно. Бывало, я задумывалась о том, что надо бы заняться более серьёзными делами, но понимала, что общественная жизнь у меня в крови, для меня это необходимо. Пересматривая видео тренингов «Защищённого рубля», чувствую, что скучаю по детям, хочется продолжить реализацию проекта. Надеюсь, что в скором времени пандемия утихнет, и мы продолжим активно работать с детьми, чтобы они получали пользу, а мы – удовлетворение от того, что делаем.