Неправомерный отказ

Верховный Суд РФ рассмотрел дело Елены Ф., которая оспаривала административный отказ в регистрации её автомобиля.
Она купила автомобиль и в тот же день через Единый портал государственных и муниципальных услуг подала заявление в отдел Госавтоинспекции МВД России о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением собственника (владельца). Оно было зарегистрировано и принято к рассмотрению. В назначенный день её представители,  действовавшие на основании нотариально удостоверенной доверенности, прибыли в уполномоченный орган для прохождения административной процедуры. Однако сотрудник отдела Госавтоинспекции отказал в проведении регистрационных действий, мотивируя отказ тем, что неявка Елены Ф. повлекла невозможность установления её личности, а прибывшие вместо неё представители с заявлением о предоставлении данной госуслуги не обращались.
Считая отказ незаконным, Елена Ф. обратилась в суд. Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано. Судом апелляционной инстанции принято новое решение об удовлетворении административного иска. Однако суд кассационной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции, также посчитав, что неявка Елены Ф. в назначенное время в регистрационное подразделение и отсутствие обращения с самостоятельным заявлением её представителей свидетельствуют о несоблюдении порядка регистрации транспортных средств.
Соглашаясь с доводами кассационной жалобы Елены Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала на  ст.10 Закона о государственной регистрации транспортных средств, согласно которой регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя, а в установленных  законом случаях – по инициативе регистрационного подразделения. Пункт 3 статьи 2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», отмечал ВС РФ, определяет, что заявителем может быть физическое лицо либо его уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, с запросом о предоставлении государственной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Основанием для начала административной процедуры, указывал ВС РФ, является обращение заявителя в регистрационное подразделение с заявлением и документами, предусмотренными пунктом 27 административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утверждённого приказом МВД России от 21 декабря 2019г. № 950, или получения заявления о предоставлении государственной услуги с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг с приложением документов в электронной форме.
Должностное лицо, отмечал ВС РФ, устанавливает личность заявителя, а при обращении его представителя – личность и полномочия представителя заявителя. В статье 15 Закона о государственной регистрации транспортных средств определено, что должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося для совершения регистрационных действий представления, в том числе заявления владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий и документа, удостоверяющего личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства – также документа, удостоверяющего личность представителя владельца транспортного средства, и документа, подтверждающего его полномочия. Документ, удостоверяющий личность владельца транспортного средства, не представляется, если полномочия его представителя основаны на нотариально удостоверенной доверенности.
Аналогичные положения в отношении представления документов, удостоверяющих личность, отмечал ВС РФ, содержатся в пункте 27.2 административного регламента.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации решила: действующее правовое регулирование позволяет владельцам транспортных средств участвовать в отношениях по получению государственной услуги по регистрации транспортных средств через представителя на любом этапе её предоставления. Правовые последствия предоставления государственной услуги возникают именно у владельца транспортного средства и не зависят от того, владелец или его представитель обратился в уполномоченный орган с заявлением и явился для прохождения последующих административных процедур. Судебная коллегия по административным делам ВС РФ оставила в силе определение суда апелляционной инстанции, удовлетворившего требования Елены Ф.

Зинаида МАЛЬБАХОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

19.12.2025 - 19:34

Прокуратура сообщает

Законность 16 миллионов рублей не подтверждена Прокуратура Черекского района проверила исполнение законодательства о противодействии коррупции. 

19.12.2025 - 18:57

Лишилась более четырёх миллионов рублей

82-летняя жительница Нальчика стала жертвой схемы телефонного мошенничества, в результате она лишилась значительной суммы денег. Пенсионерке позвонил якобы сотрудник мобильной связи и под предлогом необходимости переоформления сим-карты убедил назвать код из сообщения. Далее последовали звонки псевдосотрудников банка и силовых структур по поводу ошибочно поступивших на её счёт денег, которые надо вернуть банку.

19.12.2025 - 13:35

Прокуратура сообщает

Без освещения и тротуаров Прокуратура Баксана проверила соответствие муниципальных дорог требованиям безопасности, установленным техническими регламентами. 

19.12.2025 - 12:24

Контрафактный алкоголь изготавливали в Баксанском районе

В ходе реализации оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками УФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике на территории Баксанского района обнаружен подпольный цех по изготовлению контрафактного алкоголя.

18.12.2025 - 17:07

Если УК не реагирует

Неоднократно жаловались в управляющую компанию на протечку кровли. УК не реагирует и даже заявляет, что если проблема в самой квартире, то устранять её должны сами жильцы. Кто отвечает за протечку кровли? Как возместить причинённый ущерб?