Немного об авторском киноСовременная культура состоит из противоречий, и в первую очередь это относится к кино. Пока киностудии штампуют бестселлеры, забывающиеся на второй день, некоторые режиссёры пытаются снимать картины, которые необходимы не для развлечения, а для размышлений. «Зеркало» (1974) Сейчас фильмы Тарковского стали культовыми – о них дискутируют в университетах, их пересматривают дома и на ретроспективных показах. Однако во время выхода картины Андрея Арсеньевича далеко не всегда получали тёплый приём. «Зеркало» со своим немного запутанным сюжетом, сложной хронологией, охватывающей периоды до, во время и после Великой Отечественной, на первом закрытом показе понравилось представителям творческой элиты. У руководства «Госкино» эта картина понимания не встретила, даже несмотря на звёздный актёрский состав: в числе сыгравших в фильме – Олег Янковский и Маргарита Терехова. В отечественный прокат «Зеркало» вышло ограниченным тиражом, а обещание направить фильм на Каннский кинофестиваль так и не было выполнено. Тем не менее фильм активно показывали за рубежом, в Италии «Зеркало» даже признали лучшей иностранной картиной 1980 года. Справедливость в итоге восторжествовала – в наше время «Зеркало», наряду с другими картинами Тарковского, считается классикой отечественного авторского кино. «Елена» (2011) Фильм Андрея Звягинцева кто-то называет работой о социальном расслоении, кто-то – историей, в которой всем героям не хватает любви. Трактовать сюжет и героев можно по-разному, но эмоциональный отклик во время просмотра неизбежен, потому что разворачивающаяся на экране драма выглядит весьма реалистично. Супруги Владимир и Елена уже много лет живут вместе, но спят в разных комнатах и почти не имеют точек соприкосновения. Муж – успешный бизнесмен, жена – медсестра с крайне скромными доходами. У обоих есть дети от предыдущих браков, у Елены даже внук. Фильм Звягинцева получил весьма противоречивые отзывы отечественных критиков, расколовшихся на два лагеря. Первые называли «Елену» одним из важнейших фильмов десятилетия, затрагивающим актуальные проблемы, вторые обвиняли режиссёра в том, что он создал пустое, наполненное штампами кино. Впрочем, негативные отзывы не помешали «Елене» получить премии «Ника», «Золотой Орёл» и специальный приз жюри Каннской программы «Особый взгляд». В декабре 2019 года картина Звягинцева вошла в список 50 лучших мировых фильмов второго десятилетия XXI века, составленный американским журналом «Rolling Stone». «Софичка» (2017) Дебютный фильм Киры Коваленко, выпускницы студии Александра Сокурова – это экранизация одноимённой повести Фазиля Искандера. У картины весьма интересная история создания: в кадре нет ни одного профессионального актёра, даже главную героиню играет простая абхазская девушка. Все герои говорят на абхазском языке, несмотря на то, что оригинальная повесть написана по-русски. По словам режиссёра, решение перевести все реплики героев на абхазский – не прихоть, а попытка сделать картину более историчной. Ведь в те годы, когда разворачивается действие, в Абхазии говорили преимущественно на родном языке. Восприятию происходящего на экране это не мешает – в фильме есть субтитры. Смелые решения создателей «Софички» фильм не испортили – сквозь призму режиссёрского видения проступает узнаваемая проза Искандера с её неповторимой атмосферой и характером. «Сибирь. Монамур» (2011) Фильм режиссёра Славы Росса о жизни в глухой сибирской тайге собрал около семидесяти наград на различных кинофестивалях, но главное в «Сибирь. Монамур» вовсе не это. Центральные персонажи картины – дед-старовер и его семилетний внук, живущие на отшибе в сибирских лесах. Мальчик попадает в беду, а его нелюдимый дед теперь вынужден идти за помощью в ближайший посёлок, к тем, кого он ненавидит. Это история о преодолении себя и собственных предрассудков, и прежде всего – о милосердии. Отдельно стоит отметить визуальную сторону фильма, работу оператора и художника-постановщика. Каждый кадр, каждая декорация, воспроизводящая заброшенную деревню на берегу реки, – это как бы отдельное произведение искусства, пропитанное суровой красотой сибирской природы. «Дурак» (2014) Фильм Юрия Быкова рассказывает нам историю современного Дон Кихота, который сражается не с ветряными мельницами, а с чужой халатностью и твердолобостью. Сантехник Дмитрий видит трещину в стене общежития и понимает, что все, кто живёт в этом здании, находятся в страшной опасности. Он пытается предупредить жителей и представителей власти, но от него отмахиваются, уверяя, что на самом деле со зданием всё в порядке. Герой продолжает бороться, но его желание помочь ближнему превращает его в объект насмешек. Даже собственная семья не желает относиться к нему серьёзно. Тем не менее герой продолжает бороться, хоть и получается у него это не очень хорошо. Грустная, горькая картина Юрия Быкова не годится для поднятия настроения, но заставляет зрителя задуматься над своей собственной жизнью.
Поделиться новостью:ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
|