Эпоха в образовании

Раузат Назировна Аттаева –  заслуженный учитель Кабардино-Балкарской Республики, педагог с 50-летним стажем, чьи профессиональные достижения отмечены высокими наградами: званием «Старший учитель», знаком «Отличник народного просвещения», многочисленными грамотами за подготовку победителей олимпиад и стобалльников. Несмотря на недавний выход на заслуженный отдых, она продолжает делиться мудростью, накопленной за годы преподавания истории и обществознания в школе № 19 г. Нальчика.
В интервью газете «КБП» Раузат Назировна раскрывает секреты педагогического мастерства, размышляет о трансформации роли учителя и даёт напутствия молодому поколению педагогов.
–  Ваш педагогический стаж –  это целая эпоха, 50 лет. Что для Вас было главным ориентиром, который все эти годы позволял оставаться в профессии и не выгорать?
–  За эти пять десятилетий моим главным маяком действительно была любовь –  но не абстрактная, а очень конкретная: любовь к детям, к профессии, к процессу воспитания личности. Я всегда ощущала, что пришла в профессию осознанно, и за все эти годы ни разу не усомнилась в выборе.Была абсолютно уверена, что плохих детей не существует: есть дети непонятые, обделённые вниманием, те,чьи способности скрыты под слоем жизненных трудностей. И если не из каждого удаётся сделать хорошиста или отличника, то помочь каждому стать хорошим человеком и найти своё место в жизни можно.
Ключ к этому –  создание единого сообщества детей, родителей и учителей. Именно такая среда, основанная на взаимном уважении и доверии, становится источником вдохновения и энергии для всех её участников, порождая созидательную силу, которая работает на благо каждой отдельной личности и общества в целом. Ведь каждый ребёнок по своей природе –  творец.Задача –  разглядеть эту уникальную личность, принять её и помочь ей раскрыться.
–  Считаете ли вы, что любовь к истории и к знаниям вообще –  это то, что должно передаваться в семье? Может быть, есть какие-то книги или традиции из вашего детства, которые повлияли на выбор пути и которые вы, в свою очередь, передали уже своим близким?
–  Знаете, историческое сознание действительно зарождается в семье. Крайне важно, чтобы родители говорили с детьми об истории рода и фамилии, о семейных и народных традициях, о замечательных людях –  лучших представителях своего народа. В нашей семье, например, с детства мы слышали рассказы о Кязиме Мечиеве, Кайсыне Кулиеве, Тимуре Энееве и многих других достойных личностях. У нас возникало желание узнать о них больше, причём не только о них, но и о представителях других народов.
С детства мы знакомились с историческими мифами, нартским эпосом, народными сказаниями, былинами. В нашем доме на стенах висели исторические и географические карты, и мы, играя, изучали государства и их столицы. Родители постепенно рассказывали о судьбе балкарского народа –  о том, как мы оказались в Киргизии, почему после реабилитации поселились в кабардинском селении Урвань. Они умели преподносить это так, чтобы не ожесточить детские души –  ни по отношению к власти, ни по отношению к другим народам, а наоборот, пробудить в нас живой интерес к прошлому, к познанию.
Большую роль в моей жизни и выборе профессии сыграли наши школьные учителя: историки Борис Ляшевич Кумахов и Казбек Батырбекович Кунижев, учитель русского языка и литературы Хаути Залимович Шогенов, а также прекрасный коллектив урванской средней школы. Низкий им поклон.
Во многих семьях хранятся реликвии, передающиеся из поколения в поколение. В нашей по женской линии тоже передаётся семейная реликвия –  серебряный пояс, принадлежавший моей бабушке. Благодаря ему мы узнали о традициях и ценностях наших предков.
Во многом семья может повлиять на выбор профессии. И моя семья не стала исключением.
–  В числе Ваших учеников –  победители олимпиад и стобалльники. В чём, на Ваш взгляд, секрет успешной подготовки? Это работа с талантом или можно «научить» истории и обществознанию любого ребёнка?
– В школе много добросовестных, старательных и трудолюбивых детей –  они становятся отличниками и хорошистами. Однако олимпиадниками и стобалльниками обычно становятся ученики с аналитическим складом ума, способные к логическому мышлению, обладающие развитым интеллектом, любознательностью и трудолюбием.
Учитель в этом процессе выступает в роли наставника: он направляет таких детей, поддерживает их интерес и помогает разбираться со сложными вопросами. Важно научить ребёнка не просто запоминать историю, но и понимать её, анализировать события, выявлять причинно-следственные связи.
Кроме того, необходимо учить применять знания в практической жизни и самостоятельно добывать информацию из разных источников. Если педагогу удаётся этого достичь, то необходимости заставлять ребёнка учиться уже не возникает –  у него появляется собственная потребность учиться и познавать новое.
–  Вы начали преподавать ещё в СССР. Трансформировалась ли, на Ваш взгляд, роль учителя в обществе за эти десятилетия? Стала ли она сложнее?
–  Безусловно. На это повлияли такие масштабные события, как перестройка, распад СССР и современные события, связанные со специальной военной операцией. Не всегда родители могут объективно объяснить детям суть этих сложных исторических процессов, поэтому именно учитель должен донести до ребёнка в доступной форме знания об этих событиях.
Безусловно, сегодня педагогу необходимы не только глубокие теоретические знания, но и высокий профессионализм в их передаче. Особенность современной ситуации заключается в том, что учителям приходится работать с детьми, чьи родители родились в девяностые годы –  непростые по своему характеру, как и само то время. В этих условиях особенно важно выстраивать с родителями доверительные отношения, что представляет отдельную сложность.
Дополнительную трудность создаёт то, что дети мало читают художественную литературу, заменяя её медийной информацией. Многие предпочитают живому общению со сверстниками виртуальный мир и зачастую делают выводы, не опираясь на теоретические знания. Всё это значительно усложняет работу учителя, требуя от него постоянного труда над совершенствованием профессиональных качеств и углублением предметных знаний –  особенно в области истории.
–  Вы обучали детей во втором, а может, и в третьем поколении. Бывало ли, что к Вам в класс приходили дети Ваших бывших учеников? Что Вы чувствовали в такие моменты?
– Когда бывшие выпускники приводят к тебе своих детей –  это высшая форма доверия и признания. Признания не только профессиональных качеств, но, возможно, и человеческих.В такие моменты испытываешь особое чувство ответственности. Понимаешь, что родители тебе доверяют самое ценное, и нельзя обмануть эти ожидания.
–  Ваш предмет –  это память и опыт прошлого. Какой исторический урок, по Вашему мнению, можно назвать одним из самых главных для современных детей?
–  Ключевым историческим уроком для современных детей остаётся Великая Отечественная война 1941-1945 годов –  её правда, значение Победы и та неизмеримая цена, которую заплатил советский народ. Нет в России семьи, которой бы не коснулась эта трагедия, и наша святая обязанность –  хранить правду о той войне, о цене Победы, о каждом герое.Современные дети оказались свидетелями попыток пересмотра итогов Великой Отечественной войны западными странами, что для нас недопустимо.
Другим важным вопросом является сохранение государственного суверенитета Российской Федерации. Нынешнее поколение должно понять, что от исхода СВО зависит решение данного вопроса.И именно уроки истории,обществознания, литературы помогают молодёжи сформировать активную гражданскую позицию, понять значение национального суверенитета для каждого гражданина и осознать ответственность за сохранение исторического наследия наших предков.
– Учитывая Ваш невероятный опыт и текущую ситуацию с кадровым дефицитом в образовании, что Вы считаете главным для удержания молодого специалиста в школе? Какой совет Вы могли бы дать начинающему педагогу, чтобы его первые шаги в профессии не стали последними?
– Учителями не рождаются –  ими становятся. Помните слова советского педагога Ивана Павлова: «Надо любить то, что делаешь, и идти вперёд шаг за шагом»? Путь в профессии – это постепенное восхождение, обогащающее вас опытом. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к старшим коллегам-наставникам –  в их советах вы найдёте и мудрость, и практическую помощь. В отношениях с детьми будьте требовательны, последовательны и справедливы. Любите не только свой предмет, но и тех, кому его преподаёте, уважая в каждом ученике уникальную личность. Наберитесь терпения: первые годы будут непростыми, но искренняя увлечённость профессией и желание расти помогут преодолеть любые трудности.
Пользуясь случаем, поздравляю с наступающим Днём учителя педагогические коллективы школ № 21 и №19. Школе № 21 я обязана началом своего профессионального пути, школе № 19 –  годами плодотворной работы. Желаю коллегам крепкого здоровья, благополучия и новых творческих свершений.
–  Раузат Назировна, благодарю Вас за содержательный разговор.
 

 

Беседовала Марьяна БЕЛГОРОКОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

18.11.2025 - 13:51

В Чегеме откроется кадетский класс Следственного комитета РФ

Кадетами Следственного комитета станут учащиеся 10 классов школы № 3 г.п. Чегем. Соответствующее соглашение было подписано между Следственным управлением Следственного комитета России по Кабардино-Балкарской Республике и МКОУ СОШ № 3 г.п. Чегем.

18.11.2025 - 13:14

В КБР открываются профильные кадетские классы Следственного комитета РФ

В Нальчике подписан ключевой договор о создании профильных кадетских классов Следственного комитета Российской Федерации. Документ закрепил сотрудничество между Следственным управлением СК РФ по КБР и Министерством просвещения и науки Кабардино-Балкарии.

18.11.2025 - 13:11

По нацпроекту «Молодёжь и дети»

Завершается капитальный ремонт детского сада № 73 в столице Кабардино-Балкарии. Его здание построено в 1988 году, и это первый капитальный ремонт за 37 лет.

15.11.2025 - 13:27

Знаки качества - трём школам Нальчика

По итогам анализа образовательных результатов новый знак отличия «Высокие образовательные результаты» присвоили гимназии № 14, «Высокая культура оценивания» - школам №№ 27 и 32. 

15.11.2025 - 13:25

Делегация КБР на VI всероссийском съезде дефектологов

В Москве состоялся VI всероссийский съезд дефектологов.