Благодарен многим людям, с которыми свела меня судьба

Всё чаще в соцсетях обсуждается отмена домашнего задания для школьников – этот проект предполагается внести на рассмотрение российских парламентариев в ближайшее время. Однако инициатива вызывает резкую критику среди значительной части педагогического сообщества, многие уверены, что домашнее задание должно оставаться обязательным элементом учебного процесса, независимо от формата его исполнения.
- Для меня это совершенно неприемлемая и неправильная позиция, - говорит преподаватель физики и астрономии Нальчикского лицея № 2 Аслан Кашежев. – Домашнее задание бывает разное, лично мне больше по душе творческое, но и от стандартного ни в коем случае нельзя отказываться. Допустим, ученик заболел, отсутствовал, в следующий раз придёт, и я услышу стандартную отговорку: «меня не было». Я своим ребятам говорю, что у меня это не работает, болел – спроси задания у тех, кто был, изучи тему сам, работай. Нужно уметь находить информацию, анализировать её и применять полученные знания на практике. Именно поэтому важно сохранить традиционный подход к домашним заданиям наряду с внедрением новых методик.
Наша беседа с  Асланом Зарифовичем о проблемах в современной системе образования, формировании достойной личности и роли педагога в этом важном вопросе. А. Кашежев родился в семье, где физикой занимались родители и старшая сестра. Окончил факультет физики и факультет английского языка в Институте филологии КБГУ им. Бербекова, там же аспирантуру. Проходил стажировку в Кембридже. В 2015 году наш собеседник стал финалистом всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года России», в 2022 –м лауреатом этого же всероссийского конкурса, также неоднократно становился победителем профессиональных конкурсов регионального и муниципального уровней. Аслан Зарифович кандидат физико-математических наук, амбассадор проектов «Умные Каникулы» и «Атомный урок».
- Вся ваша семья связана с наукой, это оказало влияние на выбор профессии?
- Это был осознанный выбор. Когда по окончании школы на семейном совете встал вопрос о моём образовании и выборе факультета, я сказал, что мне нравится физика. Не выбирал профессию по популярности или престижу, руководствовался своими интересами и желанием. В целом, в школе мне нравились все предметы, какие-то больше, какие-то меньше, но мыслей о том, что мне что-то не пригодится не возникало. И сейчас я пытаюсь донести людям, что в какой-то момент жизни нам могут понадобиться любые знания. Поэтому молодёжи необходимо объяснять, что в школе нужно развиваться гармонично.
- В последние годы мы, к сожалению, сталкиваемся с обесцениванием образования. Наглядно это видно в соцсетях, где молодые ребята, зачастую без элементарных знаний, ничем серьёзным не занимающиеся, пытаются активно демонстрировать свою «успешную» и «красивую» жизнь, выдвигая на первое место материальную составляющую. 
-  К сожалению, это имеет место. Сегодня государство обращает большое внимание на содержание образования, выстраивается его единая линия. Для примера: если лет 20-30 назад, по многим предметам было бесконечное количество учебников разных авторов, сейчас мы пришли к тому, что программа должна быть единой.  Наконец из нормативных документов исчезло понятие «услуга». Образование и воспитание, как и раньше – главные функции школы.  Задача системы образования, учителя - донести до ученика, что без знаний, которые он получает в школе, двигаться и развиваться дальше в век высоких технологий невозможно, и чтобы добиться того же материального блага, надо обладать хорошим багажом знаний.  Мы должны привести наших подопечных к пониманию,  что учиться надо не для родителей, не  ради оценок, а для того, чтобы в будущем грамотно применить свои знания. Но важно понимать, что у молодёжи сейчас так называемое клиповое мышление, они  привыкли получать информацию «здесь и сейчас», и  нам тоже нужно научиться реагировать на их вопросы незамедлительно. Полностью исключить гаджеты из жизни  невозможно, надо молодёжи дать правильное направление, чтобы они искали и находили там полезную информацию. 
- Чем вы интересуетесь помимо работы, кем смогли бы работать, если бы не наука и не педагогика?
 - Большое спасибо моим родителям, которые дали мне возможность заниматься всем, что нравится. Я всерьёз увлекался баскетболом, занимался в музыкальной школе, будучи уже взрослым, открыл для себя бальные танцы. И сейчас я  чувствую себя уверенно во многих сферах.
- Кого из учителей, педагогов, наставников хотели бы вспомнить?
- В первую очередь это руководитель моей научной программы профессор Виктор Созаев, к сожалению, его уже нет с нами. Руководитель экспериментальной части моей научной работы – доцент Мурат Понежев. Юлия Темирканова, которая в школьные годы привила мне музыкальный вкус. Отмечу своих родителей – Сару Даову и Зарифа Кашежева, сестру Индиру Бекулову. Назову Ирину Романихину, руководителя театра танца «Каллисто», к сожалению, этим летом она ушла из жизни. Я благодарен многим людям, с которыми свела меня судьба.

 

Налжан БАГОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

11.12.2025 - 15:18

Технологические идеи студентов

Серия практикумов предпринимательского акселератора, в котором участвуют 600 студентов, проведена в КБГУ им. Х. М. Бербекова в рамках федерального проекта «Технологии» национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» государственной программы РФ «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

11.12.2025 - 14:38

Министерство просвещения РФ утвердило даты школьных праздников в 2026 году

В 2025/2026 учебном году последние звонки для российских школьников рекомендовано провести 26 мая, а выпускные вечера – 27 июня. Соответствующие методические рекомендации направлены Министерством просвещения РФ во все регионы страны.

10.12.2025 - 18:41

Педагог из Кабардино Балкарии – флагман образования

Учитель русского языка и литературы нальчикской гимназии № 29 им. В. Ж. Хужокова, лектор Российского общества «Знание», посол форума классных руководителей от КБР Светлана Гутаева вошла в число 40 победителей трека «Медиа» проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия — страна возможностей».

08.12.2025 - 17:35

Студентам – о технологическом предпринимательстве

В Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова в течение двух месяцев реализуется проект, направленный на активное вовлечение молодёжи в сферу технологического предпринимательства.

04.12.2025 - 11:59

Одиннадцатиклассники написали итоговое сочинение

3 декабря в республике прошёл основной этап итогового сочинения (изложения) для выпускников одиннадцатых классов. Это обязательное испытание, которое является одним из условий допуска к государственной итоговой аттестации (ГИА), прошёл 4561 обучающийся из 230 образовательных организаций республики. 26 человек, в том числе школьники с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, вместо сочинения выбрали итоговое изложение.