Внутренний монолог
На днях законную возможность предаться своему любимому делу – размышлениям на пустом месте – мне неожиданно подкинула отечественная законодательная база, собравшаяся расшириться включением зацепинга в разряд экстремизма. Кто знает, что такое зацепинг, вслед за мной воскликнет: «Нет сомнения – дело благое!». Я и не собираюсь ничего оспаривать – хочу только лишний раз поностальгировать по «старым добрым». Ну, и пока не запретили, вспомнить про «зацепинг» советского разлива.
«Какая связь?», – спросите вы. Самая непосредственная. Дело в том, что эта новость заставила меня не только вспомнить былое, но и по-новому взглянуть на нами же тиражируемый миф о том, что советское детство было опасным для жизни.
Миф этот мы усердно лепили практически всю постсоветскую эпоху. «Вы с вашими компьютерными играми вообще жизни не нюхали!», - надуваясь от гордости, твердили мы на зависть поколению зумеров. А потом добрых полчаса могли распинаться о том, как играли в казаки-разбойники не только на земле, но и на гаражах и деревьях, сражались на мечах на крыше котельной, прыгали с этой же крыши в крапиву, рубились «в слона» на переменах в школе, мастерили «пугачи» и взрывпакеты или таскали со стройки карбид. Его надлежало бросить в лужу, дождаться, пока он начнёт там шипеть и пузыриться, а потом прыгать вокруг, взявшись за руки и вопя, как сумасшедшие: «Хоровод-хоровод, пляшет маленький народ!». А самые отъявленные могли похвастаться тем, что на спор лазали по скобам, укреплённых на внешних стенах труб, которые возвышались тогда над всеми городскими котельными и были выше девятиэтажек.
Был у нас и свой зацепинг. Мы называли этот процесс почему-то глаголом «шиниться». Суть была в том, чтобы зимой, которые тогда были не в пример более снежными, подстеречь на каком-нибудь повороте автомобиль, изловчившись, уцепиться за бампер и проехать так некоторую дистанцию, чем длиннее – тем лучше.
«Да вы психи были!», - реагировали травоядные зумеры и шли обратно к своим гаджетам.
Это я к тому, что, узнав про зацепинг, я резко сбавил хвастливый тон. Оказалось, что все наши проделки вместе взятые – ничто по сравнению с этим… извините, но кроме слова идиотизм тут, мне кажется, мало что подходит.
Выглядит этот процесс так. Малолетний (впрочем, тут всё относительно) недоумок незаметно подбирается к железнодорожному составу, цепляется за какой-нибудь элемент оснащения вагона и едет. Суть в том, чтобы зацепиться за что-нибудь как можно более неподходящее и проехать как можно дальше. Изобретательность эти болваны проявляют поистине дьявольскую, находя такие места, что становится не по себе от одного их вида. А уж от мысли, чтобы зацепиться в одном из них и помчаться на полной скорости делается и вовсе страшно.
За немалое время своего существования зацепинг успел в плохом смысле эволюционировать и сегодня в зависимости от деталей различают даже разную «специализацию» зацеперов. Так, существуют такие его разновидности, как руфрайдинг — проезд на крыше поезда, бекрайдинг — проезд с задней стороны хвостового вагона, битвинвагонрайдинг — езда между вагонами, фронтрайдинг — проезд на автосцепке спереди поезда, андервагонрайдинг — езда под поездом.
Как филолог, не могу лишний раз не отметить тот факт, что, как и положено безграмотным врагам чтения, зацеперы обозвали своё дурацкое хобби, конечно же, не по-русски. Они и себя иногда зовут не зацеперами, а какими-нибудь трансёрферами и даже трансхопперами. Плохое же по-иноземному не назовут, это любому продвинутому известно!
Особо одарённые предаются этим забавам даже не на поездах, а на трамваях и даже в метрополитене. Особый шик – прихватить экшн-камеру и вывалить снятое в интернет-сообществе. Да-да, у них и свои клубы по интересам есть! «Субкультура», как теперь говорят.
Собственно, родился зацепинг вынужденно, когда общественный транспорт был представлен малым количеством единиц и народу приходилось добираться до места назначения, так сказать, «на свежем воздухе». То, мальчишки в больших городах цеплялись за трамвай ещё на заре появления электротранспорта – факт широкоизвестный, даже в кино отражён, а также в литературе: в «Мастере и Маргарите», если кто помнит, кот Бегемот поступил, «как всякий, кого изгоняют из трамвая, но кому ехать всё-таки надо: пропустил мимо все три вагона, вскочил на заднюю дугу последнего, лапой вцепился в какую-то кишку, выходящую из стенки, и укатил, сэкономив таким образом гривенник».
А в каких-нибудь странах третьего мира без зацепинга и вовсе никуда. Я прекрасно помню, как коллеги по туризму вспоминали индийские вокзалы, когда мест не хватало до такой степени, что доходило до кровавого мордобоя даже за место на крыше допотопного поезда времён Дикого Запада. Что интересно: стоило всем устроиться, как все распри прекращались, и люди, только что чистившие друг другу физиономии, общались, как ни в чём не бывало, деля по-братски взятую в дорогу провизию. Мне вот проверить эти рассказы на достоверность не посчастливилось. А жаль!
Но до откровенного членовредительства доходило редко. А уж до того, чтобы специально туда лезть, не додумался бы самый отвязанный потомок сипаев. Я вообще думаю, что весь экстрим родился исключительно от цивилизованности. Прочим же его и так хватает. У них весь экстрим вынужденный. Кому совсем интересно, пусть почитает про мешочников.
Тут всё иначе. Одуревшие от сытой жизни тинейджеры принялись экстремалить вовсю. Особую известность это поветрие получило после того, как в Германии один такой особо одарённый прокатился на скоростном поезде, используя вакуумную присоску и карабин, чтобы закрепиться на лобовом стекле.
И даже такие примеры, как приключения двоих молодых людей, один из которых погиб от удара током, а второй попал в больницу, их не убеждают. Или другой случай: когда зацепер проехал больше ста километров, не смог слезть и сам в итоге позвонил в полицию. Вообще статистика несчастных случаев у зацеперов запредельная.
В общем, почитал я всё это и решил: нет, не психами мы были! Зацеперы эти – вот, кто настоящие психи.
Так что пусть запрещают. Если ждать, пока перерастут, то можно дождаться не всех. Кстати, если забить в сеть слово «шиниться», то всплывёт ссылка на какой-то нальчикский телеграм-канал. Видимо, это слово исключительно нашего происхождения и придумал его какой-то ещё советский зацепер.