Навязанные услугиЧто такое навязанные услуги и как их распознать?
По словам юрисконсульта Надежда Назаровой, с навязыванием услуг люди сталкиваются регулярно, но многие просто не знают, что они незаконны. В результате клиенты слепо соглашаются на платные дополнительные услуги и другие предложения, которые приносят пользу только кошельку продавца. Навязанные – это услуги и товары, без которых потребителю отказывают предоставить основной сервис.
По словам юрисконсульта, навязывание услуг и товаров происходит не только в магазинах, салонах и других подобных местах. Такие же «торговые площадки» бывают и в больницах, куда вы пришли сделать к примеру МРТ, рентген или УЗИ по обязательной медицинской страховке, но вам отказывают и направляют в платное отделение, которое находится в той же клинике, и применяют тоже оборудование. Это незаконно, если ОМС включает нужные вам услуги.
Подобные действия практикуются и в банках, когда сотрудник проставляет галочки в договоре, давая ваше согласие на уведомления, рекламу, страховки и другие платные опции. Вы имеете полное право от них отказаться. Внимательно читайте договор и сами выбирайте услуги, которые хотите получить. Исключения – это залоговые кредиты, например, ипотека. Для неё страховка является обязательным условием, но клиент вправе сам выбрать страховщика и отказаться от навязанной ему конкретной компании.
Достаточно часто услуги навязывают в страховых компаниях. Чаще всего это дополнительные страховки, которые сотрудники компании преподносят как неотъемлемые части к основной. Это также незаконно. При этом продавец не вправе отказать в услуге, указанной в публичной оферте, например, ОСАГО. Отказ от дополнительного страхования таким основанием не является, говорит эксперт.
Услуги навязывают и в автосалонах. Распространённая ситуация – отказ продажи машины в кредит без КАСКО или дополнительных услуг. Это незаконно, обязательным условием является лишь оформление ОСАГО. Также в автосалонах стараются не продавать машины в базовой комплектации, чтобы накрутить цену за счёт дополнительных функций.
Если таких машин нет на витрине, потребовать их от продавца не получится – только оформив её по предварительному заказу. Но в этом случае автосалон будет препятствовать сделке, пытаясь сбыть товар подороже.
Такая же картина складывается в сервисах мобильных операторов. Подключение платных опций без ведома владельца сим-карты – это головная боль многих потребителей. Если они вам не нужны, замечает эксперт, добивайтесь не только отключения, но и возврата списанных денег.
Назарова указала на нормативные акты, на которые нужно опираться в борьбе с навязыванием услуг и товаров: статья 16 федерального закона «О защите прав потребителей» гласит, что в договор нельзя включать пункты, ущемляющие права потребителя: покупка товара или услуги не обязывает покупателя приобретать другой товар или услугу.
Нельзя при предоставлении сервиса включать в него услуги без согласия покупателя или навязывать их ему. Если навязанные условия причинили потребителю вред, то продавец обязан его компенсировать.
Статья 32 этого же закона гласит, что потребитель может отказаться от услуг, предоставляемых ему по договору. Но при этом он обязан возместить поставщику уже понесённые расходы. Например, если заказан ремонт квартиры, но затем заказчик передумал его делать, нужно будет заплатить за уже купленные материалы.
Или если отменили банкет, тогда придётся возместить стоимость заказанных продуктов. Отказались от курсов английского языка, придётся компенсировать распечатанные учебные материалы.
Статья 7ФЗ «О потребительском кредите (займе)» даёт заёмщику 30 дней, чтобы отказаться от дополнительных платных услуг. Если человек взял кредит со страховкой, у него есть один месяц на размышления. Пока это время не прошло, можно от неё отказаться.
Статья 421 Гражданского кодекса РФ запрещает принуждать физических и юридических лиц к подписанию договора. Когда в автосалоне говорят «без страховки машину не продадим», это является принуждением. Статья 426 ГК РФ запрещает предпринимателю уклоняться от выполнения договора публичной оферты. Например, отказать в продаже товара, который лежит на витрине и имеет ценник, или в оформлении того же ОСАГО. Статья 18 Федерального закона «О рекламе» запрещает распространять рекламу без согласия человека. Более того, если вы никому не давали согласия на передачу персональных данных, но вам звонит какой-то сотрудник и называет по имени, это незаконно вдвойне – это личная информация, полученная нелегально.
Поделиться новостью:ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
| |||||||||||








